Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 января 2003 г. N КА-А41/9033-02
Прокурор комплекса "Байконур" обратился в Арбитражный суд Московской области в защиту государственных и общественных интересов о признании недействительным договора N У-305/00 от 26.06.2000 о налоговых освобождениях и инвестициях, заключенного Администрацией города Байконур с Обществом с ограниченной ответственностью "Мегалион".
Решением от 01.08.2002 исковые требования отклонены, поскольку договор соответствует требованиям Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, вступившего в силу 19.01.99.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2002 решение от 01.08.2002 отменено, договор признан недействительным в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов) как не соответствующий международному соглашению и российскому законодательству.
Законность и обоснованность постановления от 29.10.2002 проверяется в порядке ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ООО "Мегалион", в которой Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией вышеназванного Соглашения, Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" и Налогового кодекса Российской Федерации.
Прокурор комплекса "Байконур" возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в постановлении апелляционной инстанции.
Администрация г. Байконур поддерживает позицию Прокурора, а также сообщает, что неоднократно сообщала Обществу о расторжении договора и обратилась в Прокуратуру комплекса "Байконур" с соответствующим требованием.
Министерство финансов Российской Федерации также поддерживает возражения Прокурора.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, в соответствии с оспариваемым договором Администрация предоставляет Обществу целевые налоговые льготы, освобождая Общество полностью от уплаты ряда налогов, в том числе федеральных, на основании вышеназванного Соглашения Российской Федерации и Казахстана.
Между тем, согласно п.1 ст. 7 Соглашения Глава городской администрации предоставляет налоговые льготы предприятиям не произвольно, а в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах сумм налогов, зачисляемых в доход городского бюджета.
Таким образом, международным соглашением не предусмотрено установления иного налогового режима, отличного от налогового режима, установленного законодательством Российской Федерации.
Согласно действовавшему на момент заключения оспариваемого договора п.5 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налога) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории.
В соответствии со ст.1 Соглашения город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации.
Следовательно, объем полномочий главы городской администрации г. Байконура по предоставлению налоговых льгот предприятиям не может быть отличным от соответствующих полномочий администрации города федерального значения.
Действовавшим в период заключения оспариваемого договора законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок взимания и предоставления льгот по отдельным видам федеральных налогов, в частности Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не было предусмотрено право администрации городов федерального значения предоставлять налоговые льготы по федеральным налогам.
Таким образом, заключая оспариваемый договор. Глава администрации г. Байконур вышел за пределы, установленные как международным соглашением, так и законодательством Российской федерации.
Кроме того, согласно п.1 ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
При заключении оспариваемого договора о предоставлении налоговых льгот ООО "Мегалион" был нарушен законодательный запрет на предоставление налоговых льгот индивидуального характера.
Аналогичные правовые позиции содержатся в решении Верховного Суда РФ от 26.12.2001 N ГКПИ-1758, 2001-1794 и Определении Верховного Суда РФ от 28.02.2002 по делу N КАС02-59.
То обстоятельство, что ООО "Мегалион" относится к категории предприятий, деятельность которых имеет значение для населения города, не отменяет действие договора о предоставлении налоговых льгот конкретно, то есть индивидуально ООО "Мегалион".
Общество ссылается также на ст.58 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год", в соответствии с которой дополнительные налоговые льготы, предусмотренные абзацем третьим пункта 1 ст.5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" предоставляются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации только в части налогов и сборов, зачисляемых в доходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований и города Байконур с учетом частей первой и второй настоящей статьи.
Однако на основании ч.1 ст.58 Закона "О федеральном бюджете на 2000 год" действие п.1 ст. 142 Бюджетного кодекса РФ о направлении всех видов федеральных налогов в бюджет ЗАТО приостановлено на 2000 г., а ч.2 ст.58 данного Закона установлено, что все налоги и сборы в соответствующей части вносятся в федеральный бюджет.
Кроме того, Обществом не представлено доказательств того, что его деятельность на территории г. Байконур соответствует условиям предоставления дополнительных льгот, установленных абзацем третьим п.1 ст.5 Закона о ЗАТО.
По аналогичным основаниям судом кассационной инстанции не принимается во внимание ссылка Общества на соответствующие положения Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
Более того, согласно ст.66 Закона "О федеральном бюджете на 2002 год" по федеральным налогам и сборам органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований дополнительные льготы не предоставляются.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.284-287, 289 АПК РФ, постановил:
постановление апелляционной инстанции от 29.10.2002 по делу N А41-К1-4998/02 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Мегалион" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 января 2003 г. N КА-А41/9033-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании