Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Целесообразность внесения предлагаемого дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации продиктована практикой применения ряда положений Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (далее - Закон о ФСБ) оперативными и следственными подразделениями ФСБ России.
В соответствии со ст.10 Закона о ФСБ "органы Федеральной службы безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию... незаконного оборота наркотических средств, контрабанды и иных преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению.". В структуре ФСБ России существуют специализированные подразделения, на которые возложена задача по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств. Однако ст.151 УПК РФ, устанавливающая подследственность, не относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.228 УК РФ ("Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ"), ни к прямой, ни к альтернативной подследственности органов ФСБ.
Наиболее эффективным способом борьбы с распространением наркотиков является привлечение к уголовной ответственности организаторов контрабандных каналов их доставки, крупных оптовых сбытчиков наркотических веществ. Это достигается в результате проведения сложных оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых добываются доказательства преступной деятельности наркодельцов. Между тем значительная часть материалов, добытых в результате оперативно-розыскной деятельности органов ФСБ, не реализуется путем возбуждения уголовных дел ввиду неоправданного сужения их подследственности. Передача же материалов в следственные подразделения органов милиции не всегда возможна из-за необходимости сохранения в тайне сведений, защищаемых ст.12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Дополнение подследственности органов ФСБ составами преступлений, предусмотренных частями 3 - 4 ст.228 УК РФ, позволит повысить эффективность работы по борьбе с распространением наркотиков, подключить к расследованию наиболее сложных дел данной категории более квалифицированных и менее загруженных следователей. Такой прецедент имеется, поскольку действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации относит, например, составы преступлений, предусмотренных частями 3 - 4 ст.188 УК РФ, к подследственности как органов безопасности, так и органов МВД РФ.
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении дополнения в ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию какие-либо иные законодательные акты.
Реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.