В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Проектом федерального закона предусматривается изменить порядок формирования налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль организаций в отношении налогоплательщиков, осуществляющих в установленном порядке переоценку по рыночной стоимости ценных бумаг, учитываемых на 1 января 2002 г., а также порядок учета в целях налогообложения убытка, полученного при определении налоговой базы переходного периода.
Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, концептуально отличается от порядка, действовавшего до введения в действие этой главы. В связи с тем, что с 1 января 2002 г. изменен порядок учета полученных доходов и произведенных расходов, статьей 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ на переходный период установлен специальный порядок учета полученных доходов и произведенных расходов до 1 января 2002 г.
Согласно статьям 251 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации при налогообложении прибыли организаций не учитывается положительная (отрицательная) разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости. Так как результаты такой переоценки, проведенной в установленном порядке налогоплательщиками (в частности, банками), учитывались при налогообложении до вступления в силу главы 25 Кодекса, статьей 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ предусмотрена возможность включения в состав доходов сумм отрицательных разниц от переоценки ценных бумаг, учитываемых на 1 января 2002 г. в виде разницы между ценой приобретения и балансовой стоимостью этих ценных бумаг по состоянию на 31 декабря 2001 г. Аналогично в составе расходов отражаются суммы положительных разниц от переоценки ценных бумаг.
Данный подход применен в целях урегулирования проблем, возникающих в связи с различным порядком учета показателей для целей налогообложения до и после 1 января 2002 г., и не предполагает повторного включения в налоговую базу одних и тех же показателей.
Статьей 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ также установлено, что если при определении налоговой базы переходного периода получен убыток, налоговая база признается равной нулю, а убыток не учитывается в целях налогообложения. Данная норма позволяет предотвратить возможность занижения налоговой базы для уклонения от налогообложения при переходе к новому порядку исчисления налога на прибыль организаций. Законопроектом предлагается распространить норму о признании убытков при расчете налоговой базы переходного периода на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. Это приведет к уменьшению поступлений налога на прибыль организаций в бюджеты всех уровней, а также к возвратам из бюджетов.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Заместитель Председателя Правительства |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 364п-П13 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вносимому в Государственную Думу Государственной Думой Астраханской области"
Текст письма официально опубликован не был