Изменения в исчислении НДС и акцизов
Поправки, внесенные в Налоговый кодекс в текущем году, повлекли за собой изменения и в другие нормативные акты МНС России. С просьбой рассказать, чего ожидать налогоплательщикам от министерства в ближайшее время, редакция обратилась к руководителю Департамента косвенных налогов МНС России Ольге Владимировне Сердюк.
- Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, об изменениях, внесенных в законодательство о налоге на добавленную стоимость.
- Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ внесен ряд изменений в главу 21 Налогового кодекса. Большинство изменений носят технический характер, касаются уточнения терминологии, а также разъясняют положения, которые ранее отсутствовали в законе в качестве специальной нормы, но вытекали из его смысла. В этом можно убедиться на примере вопроса о налогообложении имущественных прав. Поправка, внесенная в статью 146 Налогового кодекса, фактически не повлияла на изменение в порядке налогообложения, поскольку и ранее передача имущественных прав рассматривалась в режиме налогообложения услуг. В данном случае в законе уточнена редакция объекта налогообложения, которым признается реализация "товаров, работ, услуг". Согласно новой редакции объектом налогообложения признается "реализация товаров, работ, услуг, в том числе передача имущественных прав". Таким образом, имущественные права, как и прежде, облагаются НДС в том же порядке, что и товары, работы, услуги.
Наиболее существенные изменения были внесены в статью 145 Налогового кодекса, они касаются порядка применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Статья изложена в новой редакции, в ней закреплен новый подход к освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Иными словами, от разрешительного порядка подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, законодатель перешел к порядку уведомительному. В соответствии с ранее действующим порядком для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налогоплательщик сначала представлял в налоговые органы соответствующие заявление и документы. Налоговые органы рассматривали представленные документы, а затем выносили решение, может налогоплательщик применять этот режим налогообложения или нет. С 1 июля 2002 года налогоплательщик может использовать данное право без решения налогового органа. Для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, достаточно направить в налоговый орган уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Налогового кодекса.
С учетом нового порядка получения освобождения приказом МНС России от 4 июля 2002 года N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" отменен ранее действовавший приказ МНС России от 29 января 2001 года N БГ-3-03/23, утверждена форма уведомления и разъяснен порядок ее заполнения. В настоящее время неясность в вопросах применения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, фактически устранена.
Поправки в главу 21 Налогового кодекса потребовали внесения ряда технических изменений и в другие нормативные акты. Приказом МНС России от 3 июля 2002 года N БГ-3-03/338 были переизданы формы декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов. Приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/416 внесены изменения и дополнения в инструкцию по заполнению указанных деклараций. Кроме того, приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491 внесены поправки в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса. Методические рекомендации разработаны для налоговых органов и отражают позицию МНС России по вопросам применения главы 21 Налогового кодекса.
Необходимо обратить внимание, что Законом N 57-ФЗ изменен порядок исчисления и уплаты налога по строительно-монтажным работам, выполняемым хозспособом. Ранее организации, которые вели строительство хозспособом, находились в менее выгодных условиях, потому что право на вычет НДС, исчисленный с выполненных работ, у них возникало фактически не в полном объеме, в отличие от права на вычет у налогоплательщиков, приобретавших объекты капитальных вложений. В настоящее время для данных организаций установлен иной порядок, согласно которому НДС, исчисленный по основным средствам, завершенным капитальным строительством хозяйственным способом, может быть принят к вычету в полном объеме. В связи с этим мы подготовили поправки в постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", изменившие порядок выписки и регистрации счетов-фактур.
К числу нововведений можно отнести и исключение законодателем наличия печати в счетах-фактурах из состава обязательных реквизитов. Однако наличие в счете-фактуре печати организации не является нарушением законодательства, и такой счет-фактура считается действительным, если в нем указаны все предусмотренные законодательством реквизиты.
- Законом N 57-ФЗ в главу 21 Налогового кодекса внесена поправка об установлении момента определения налоговой базы при реализации товаров работ, услуг). В соответствии с учетной политикой организация исчисляет налог "по отгрузке" и согласно особым условиям одного из договоров поставки предусматривает переход права собственности на товар к покупателю, например, после оплаты товара. В какой момент в данном случае организация должна исчислить НДС - в момент отгрузки или оплаты?
- Статья 167 Налогового кодекса устанавливает момент определения налоговой базы (то есть возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате НДС), а не дату реализации (то есть момент перехода права собственности на товар). Если организация ведет учетную политику "по отгрузке", а согласно условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю после его оплаты, обязанность по уплате НДС у продавца возникает в момент отгрузки. Изменения, внесенные в статью 167 Налогового кодекса, в основном также носят технический характер. Существенные изменения затронули только пункт 9 статьи 167 Налогового кодекса и касаются организаций-экспортеров.
- Планируются ли какие-нибудь перемены в исчислении НДС в 2003 году?
- Процесс налоговой реформы проходил весьма активно, в сжатые сроки. Не исключено, что и в дальнейшем в законодательные акты будут вноситься изменения, направленные на устранение отдельных недостатков и неточностей.
Следует отметить, что внесение в законодательство большого количества поправок, к сожалению, имеет негативные стороны. В этом плане показателен Федеральный закон N 57-ФЗ. Огромное количество технических поправок не столько изменило режим налогообложения, сколько породило сомнения и вызвало множество вопросов у налогоплательщиков. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы общего характера, стало быть, не следует ожидать от него изложения всех нюансов, которые возникали, возникают и могут возникать в хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Тем не менее мы стараемся отслеживать, чтобы наиболее актуальные вопросы, требующие уточнения или разъяснения, были отражены в том числе и в законодательных актах.
- Будут ли внесены поправки в главу 21 Налогового кодекса, в частности в статью 143, в связи с введением в действие с 1 января 2003 года глав 26.2 и 26.3?
- Главы 26.2 и 26.3 являются составными частями Налогового кодекса. Поскольку в них определено, что уплата ряда налогов, в том числе и НДС, заменяется уплатой единого налога и единого налога на вмененный доход, внесение специальных дополнений в главу 21 Налогового кодекса не требуется. Наличие специального налогового режима в этой ситуации исключает действие общих норм.
- Налогоплательщики могут представить декларацию по НДС в налоговые органы по электронной почте. Редакции стало известно, что в настоящее время разрабатывается механизм представления в налоговые органы в электронном виде как полученных, так и выставленных счетов-фактур. Так ли это?
- Действительно, в настоящее время активно прорабатывается вопрос о возможности ведения счетов-фактур и представления их в налоговые органы в электронном виде. По нашему мнению, реализация этого проекта сделает более эффективной работу и налоговых органов, и налогоплательщиков.
- Но для осуществления этого проекта нужна специальная программа?
- Конечно, для осуществления данного проекта нужна специальная компьютерная программа. В этом нам помогает ГНИИВЦ. Программа должна быть доступна для каждого налогоплательщика, поэтому по мере готовности она будет размещена в интернете на сайте министерства.
- Изменения в законодательстве коснулись не только НДС, но и акцизов, не так ли?
- Да, в текущем году наиболее существенные изменения были внесены в порядок налогообложения акцизами. Это потребует разработки большого количества новых документов. В настоящее время в работе нашего департамента особое внимание уделяется именно этим вопросам.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ вводится новая система налогообложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами. Система предусматривает снятие налоговой нагрузки с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) и перенесение ее на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что позволяет распределить уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях.
В соответствии с нормами указанного закона отнесение лиц, совершающих операции с нефтепродуктами, к налогоплательщикам, а также определение объектов налогообложения зависит от наличия у этих лиц свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Новая система налогообложения акцизами построена таким образом, что каждый продавец товаров, начисливший при их получении акциз, имеет право на налоговый вычет этой суммы при реализации нефтепродуктов лицам, которые имеют свидетельства. Иными словами, свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является документом, служащим основанием для осуществления налоговых вычетов при определении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей в бюджет по этим операциям.
- Кто будет выдавать свидетельства?
- Налоговым кодексом определено, что утверждение порядка выдачи свидетельств возложено на МНС России. В настоящее время приказ МНС России от 4 сентября 2002 года N БГ-3-03/478 "Об утверждении порядка выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2002 года N 3805 и разослан УМНС России по субъектам Российской Федерации для исполнения. Кроме того, приказом МНС России от 20 сентября 2002 года N ВГ-3-03/500 утвержден образец бланка "Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".
Свидетельство выдается управлением МНС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете по месту нахождения (месту жительства). Межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 выдает свидетельства организациям, состоящим на учете в этой инспекции.
- Какой пакет документов должен представить налогоплательщик для получения свидетельства?
- Для получения свидетельства организация или индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий налоговый орган надлежащим образом оформленное заявление и прилагаемые к нему документы. Одним из условий для получения свидетельства является документальное подтверждение заявителем его права собственности на соответствующие мощности, необходимые для осуществления заявленных видов деятельности. Например, для получения свидетельства лица, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов, должны документально подтвердить право собственности на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.
- Будет ли меняться декларация по акцизам?
- Департаментом косвенных налогов уже разработаны новые формы декларации по акцизам на нефтепродукты. В настоящее время указанные формы направлены на рассмотрение в соисполняющие подразделения министерства. Мы уверены, что все документы, необходимые для реализации нового законодательства, будут подготовлены и доведены до сведения налоговых органов и налогоплательщиков своевременно.
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99