Административная ответственность в сфере торговли
С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Этим документом внесены значительные изменения в порядок регулирования административных правоотношений, к которым, в частности, относятся правоотношения в сфере торговли.
В данной статье рассмотрены виды правонарушений в сфере торговли, а также виды ответственности за их совершение. Кроме того, освещены вопросы, касающиеся порядка привлечения виновных к ответственности.
Особое внимание уделено правам лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в сфере торговли.
Ответственность за совершение правонарушений в сфере торговли установлена в основном главой 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). В таблице приведен перечень правонарушений (графа 1), а также виды ответственности за их совершение (графа 2).
Напомним, что в соответствии со статьями 2.1-2.10 КоАП к административной ответственности привлекаются не только граждане и должностные лица организаций, но и юридические лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2 ст.2.1 КоАП).
К административной ответственности за правонарушение в сфере торговли может быть привлечено лицо, достигшее к моменту привлечения к ответственности шестнадцати лет. В соответствии с п.2 ст.2.3 КоАП, учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить указанное лицо от административной ответственности, применив к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо*(1).
Следовательно, если юридическое лицо было привлечено к ответственности за обман потребителей в соответствии со ст.14.7 КоАП, к ответственности за это же правонарушение может быть привлечено и должностное лицо этой организации, виновное в его совершении.
Протокол
По факту административного нарушения должен быть составлен протокол. В нем указываются: дата и место составления протокола; должность, фамилия и инициалы составившего его лица; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если таковые имеются); место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАПа или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела (п.2 ст.28.2 КоАП).
КоАПом четко определен перечень должностных лиц уполномоченных органов, имеющих право составлять протоколы по делам о правонарушениях в сфере торговли. Эта информация отражена в графе 3 таблицы.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАПом, о чем должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.
Кроме того, указанным выше лицам предоставляется возможность ознакомиться с протоколом и представить по его содержанию свои объяснения и замечания.
Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица. Если данные лица отказываются от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (п.5 ст.28.2 КоАП).
По просьбе физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, им вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Представительство по делам об административных правонарушениях
В соответствии со ст.25.5 КоАП для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник - адвокат или иное лицо.
Напомним, что согласно ст.250 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который действовал до 1 июля 2002 года, в качестве защитника допускались адвокат или иное лицо, имеющее высшее юридическое образование.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Порядок оформления доверенности определен в ст.185 части первой ГК РФ от 30.11.94 N 51-ФЗ.
В соответствии с положениями указанного документа доверенность от имени юридического лица (организации) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером данной организации.
В соответствии со ст.25.3 КоАП защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители.
Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (ст.25.3 КоАП).
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители: руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Рассмотрение дела
КоАПом установлен перечень лиц, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере торговли и выносить решения по результатам рассмотрения. Указанная информация отражена в графе 4 таблицы.
Полный перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, содержится в главе 23 КоАПа.
Привлекаемые к административной ответственности должны знать, что при вынесении решения по делу лицо, рассматривающее его, должно учесть все смягчающие и отягчающие обстоятельства, имевшие место при совершении правонарушения*(2).
В соответствии со ст.4.2 КоАП вину смягчают следующие обстоятельства:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
КоАП содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих вину привлекаемого к ответственности, так как согласно положениям п.2 ст.4.2 указанного документа судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства.
В соответствии со ст.4.3 КоАП отягчающими обстоятельствами признаны:
1) продолжение противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП*(3);
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
В соответствии со ст.4.5 КоАП срок, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, ограничен. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей и рекламе - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, если административное правонарушение в виде нарушения установленных законодательством правил продажи отдельных видов товаров было совершено 15 августа 2002 года, лиц, виновных в его совершении, нельзя будет привлечь к ответственности с 16 августа 2003 года.
Вынесение решения по делу. Право на обжалование
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в сфере торговли выносится постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.29.9 КоАП).
Содержание постановления объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку лицу, в отношении которого было возбуждено дело, или его представителю либо высылается в течение трех дней со дня вынесения постановления (ст.29.11 КоАП).
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2) коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела*(4).
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ст.30.1 КоАП).
В соответствии со ст.30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Если срок был пропущен, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в суд, орган или должностному лицу, правомочным ее рассматривать.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ст.30.8 КоАП).
Таблица
Административная ответственность в сфере торговли
Вид правонару- шения |
Ответствен- ность*(5) |
Лица, уполномо- ченные состав- лять протокол |
Органы, уполномочен- ные рассмат- ривать дело и выносить решение |
Норматив- ное регу- лирование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Осуществление предпринима- тельской дея- тельности без государствен- ной регистра- ции в качестве индивидуально- го предприни- мателя или без государствен- ной регистра- ции в качестве юридического лица |
Штраф в размере от 5 до 20 МРОТ *(6) |
Должностные ли- ца: - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - федеральных органов налого- вой полиции; - органов, осу- ществляющих го- сударственную регистрацию ин- дивидуальных предпринимателей и юридических лиц; - федерального антимонопольного органа; - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защите прав потребите- лей |
Судьи | Пункт 1 ст.14.1, ст.23.1, п.1, под- пункты 1, 6, 8, 62 и 63 п.2 ст.28.3 КоАП |
Осуществление предпринима- тельской дея- тельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицен- зия) обяза- зательно (обя- зательна) |
Штраф: - на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, ору- дий производст- ва и сырья или без таковой; - должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с кон- фискацией изго- товленной про- дукции, орудий производства и сырья или без таковой; - юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с кон- фискацией изго- товленной про- дукции, орудий производства и сырья или без таковой |
Должностные ли- ца: - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - федеральных органов налого- вой полиции; - органов госу- дарственного горного и про- мышленного над- зора; - федерального антимонопольного органа; - органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; - федеральных органов исполни- тельной власти, их учреждений, структурных под- разделений и территориальных органов, а также иных государст- венных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соб- людением условий лицензий, в пре- делах компетен- ции соответст- вующего органа |
Судьи | Пункт 2 ст.14.1, пункты 1 и 3 ст.23.1, п.1, под- пункты 1, 6, 39, 62 и 63 п.2 ст.28.3 КоАП |
Осуществление предпринима- тельской дея- тельности с нарушением ус- ловий, предус- мотренных спе- циальным раз- решением (ли- цензией) |
Штраф: - на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; - должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; - юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ |
Должностные ли- ца: - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - федеральных органов налого- вой полиции; - органов госу- дарственного горного и про- мышленного над- зора; - органов, осу- ществляющих го- сударственную регистрацию ин- дивидуальных предпринимателей и юридических лиц; - федеральных органов исполни- тельной власти, их учреждений, структурных под- разделений и территориальных органов, а также иных государст- венных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соб- людением условий лицензий, в пре- делах компетен- ции соответст- вующего органа; - федерального антимонопольного органа; - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защите прав потребите- лей |
Судьи | Пункт 3 ст.14.1, пункты 1 и 3 ст.23.1, п.1, под- пункты 1, 3, 6, 39, 62 и 63 п.2 ст.28.3 КоАП |
Незаконная продажа това- ров (иных ве- щей), свобод- ная реализация которых запре- щена или огра- ничена законо- дательством |
Штраф: - на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ с конфискацией предметов адми- нистративного правонарушения или без тако- вой; - должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ с кон- фискацией пред- метов админист- ративного пра- вонарушения или без таковой; - юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с кон- фискацией пред- метов админист- ративного пра- вонарушения или без таковой |
Должностные ли- ца: - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защите прав потребите- лей; - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - федеральных органов налого- вой полиции |
Судья (если орган или должностное лицо, к ко- торому пос- тупило дело о таком ад- министратив- ном правона- рушении, пе- редает его на рассмот- рение су- дье); органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Статья 14.2, п.2 ст.23.2, пп.1 п.2 ст.23.49, п.1, под- пункты 1 и 6 п.2 ст.28.3 КоАП |
Нарушение рек- ламодателем, рекламопроиз- водителем или рекламорас- пространителем законодатель- ства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) |
Штраф: - на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; - должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; - юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ |
Должностные ли- ца: - федеральных антимонопольных органов, его территориальных органов; - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защите прав потребите- лей; - органов, осу- ществляющих го- сударственный контроль за производством и оборотом этило- вого спирта, ал- когольной и спиртосодержащей продукции |
Федеральный антимонопо- льный орган, его террито- риальные ор- ганы |
Статьи 14.3 и 23.48, п.1, пп.1, 63, 64 п.2 ст.28.3 КоАП |
Продажа това- ров, выполне- ние работ либо оказание насе- лению услуг, не соответст- вующих требо- ваниям стан- стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, ком- плектности или упаковке |
Штраф: - на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; - должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ; - юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ |
Должностные ли- ца: - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защите прав потребите- лей |
Органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Пункт 1 ст.14.4, ст.23.49, п.1, пп.1 п.2 ст.28.3 КоАП |
Продажа това- ров, выполне- ние работ либо оказание насе- лению услуг с нарушением са- нитарных пра- вил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяюще- го (удостове- ряющей) безо- пасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здо- ровья людей |
Штраф: - на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой; - должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с кон- фискацией това- ров или без та- ковой; - юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с кон- фискацией това- ров или без та- ковой |
Должностные ли- ца: - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защи- те прав потреби- телей; - органов госу- дарственной са- нитарно-эпидеми- ологической службы РФ; - органов внут- ренних дел (ми- лиции) |
Судья (если орган или должностное лицо, к ко- торому пос- тупило дело о таком ад- министратив- ном правона- рушении, пе- редает его на рассмот- рение су- дье); органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребите- лей; органы госу- дарственной санитарно - эпидемиоло- гической службы РФ |
Пункт 2 ст.14.4, статьи 23.1, 23.13 и 23.49, п.1, пп.1 п.2 ст.28.3 КоАП |
Продажа това- ров, выполне- ние работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных органи- зациях, осу- ществляющих реализацию то- варов, выпол- няющих работы либо оказываю- щих услуги, а равно гражда- нами, заре- гистрированны- ми в качестве индивидуальных предпринимате- лей, при от- сутствии уста- новленной ин- формации об изготовителе или о продавце либо без при- менения в ус- тановленных законом слу- чаях контроль- но-кассовых машин |
Штраф: - на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; - должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; - юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ |
Должностные ли- ца: - налоговых ор- ганов (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кас- совых машин); - федеральных органов налого- вой полиции; - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защите прав потребите- лей; - органов внут- ренних дел (ми- лиции) |
Налоговые органы (в части прода- жи товаров, выполнения работ и ока- зания услуг без примене- ния контро- льно-кассо- вых машин); федеральные органы нало- говой поли- ции; органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Статьи 14.5, 23.5 и 23.6, пп.1 п.2 ст.23.49, ст.28.3 КоАП |
Завышение или занижение ре- гулируемых го- сударством цен (тарифов, рас- ценок, ставок и т.п.) на продукцию, то- вары либо ус- луги, предель- ных цен (тари- фов, расценок, ставок и т.п.), завы- шение или за- установленных надбавок (на- ценок) к ценам (тарифам, рас- ценкам, став- кам и т.п.), а равно иное нарушение ус- тановленного порядка цено- образования |
Штраф: - на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; - должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; - юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ |
Должностные ли- ца: - федерального антимонопольного органа, его тер- риториальных ор- ганов; - органов, осу- ществляющих го- сударственный контроль за соб- людением порядка ценообразования; - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защи- те прав потреби- телей; - органов, осу- ществляющих го- сударственный контроль за производством и оборотом этило- вого спирта, ал- когольной и спиртосодержащей продукции |
Федеральный антимонопо- льный орган, его террито- риальные ор- ганы; органы, осу- ществляющие государст- венный конт- роль за соб- людением по- рядка цено- образования; органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Статья 14.6, статьи 23.48, 23.49 и 23.51, п.1, пп.64 п.2 ст.28.3 КоАП |
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введе- ние в заблуж- дение относи- тельно потре- бительских свойств, ка- чества товара (работы, услу- ги) или иной обман потреби- телей в орга- низациях, осу- ществляющих реализацию то- варов, выпол- няющих работы либо оказываю- щих услуги на- селению, а равно гражда- нами, зарегис- трированными в качестве инди- видуальных предпринимате- лей в сфере торговли (ус- луг) |
Штраф: - на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; - должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; - юридических лиц - от 100 до до 200 МРОТ |
Должностные лица: - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защи- те прав потреби- телей; - органов внут- ренних дел (ми- лиции) |
Органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Статья 14.7, пп.1 п.2 ст.23.49, ст.28.3 КоАП |
Нарушение пра- ва потребите- ля на получе- ние необходи- мой и досто- верной инфор- мации о реали- зуемом товаре (работе, услу- ге), об изго- товителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы |
Штраф: - на должност- ных лиц в раз- мере от 5 до 10 МРОТ; - юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ |
Должностные ли- ца: - федерального антимонопольного органа, его тер- риториальных ор- ганов; - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защи- те прав потреби- телей; |
Федеральный антимонопо- льный орган, его террито- риальные ор- ганы; органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Пункт 1 ст.14.8, статьи 23.48 и 23.49, п.1 ст.28.3 КоАП |
Включение в договор усло- вий, ущемляю- щих установ- ленные законом права потреби- теля |
Штраф: - на должност- ных лиц в раз- мере от 10 до 20 МРОТ; - юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ |
Должностные ли- ца: - федерального антимонопольного органа, его тер- риториальных ор- ганов; - лица органов государственной инспекции по торговле, ка- честву товаров и защите прав пот- ребителей |
Федеральный антимонопо- льный орган, его террито- риальные ор- ганы; органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Пункт 2 ст.14.8, статьи 23.48 и 23.49, п.1 ст.28.3 КоАП |
Непредоставле- ние потребите- лю льгот и преимуществ, установленных законом |
Штраф: - на должност- ных лиц в раз- мере от 5 до 10 МРОТ; - юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ |
Должностные лица органов государ- ственной инспек- ции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей |
Пункт 3 ст.14.8, ст.23.49, п.1 ст.28.3 КоАП |
|
Незаконное ис- пользование чужого товар- ного знака, знака обслужи- вания, наиме- нования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров |
Штраф: - на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ с конфискацией предметов, со- держащих неза- конное вос- произведение товарного зна- ка, знака обс- луживания, наи- менования мес- та происхожде- ния товара; - должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов, со- держащих неза- конное вос- произведение товарного зна- ка, знака обс- луживания, наи- менования мес- та происхожде- ния товара; - юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией предметов, со- держащих неза- конное вос- произведение товарного зна- ка, знака обс- луживания, наи- менования мес- та происхожде- ния товара |
Должностные ли- ца: - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - таможенных ор- ганов; - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защи- те прав потреби- телей |
Судьи | Статья 14.10, п.1 ст.23.1, п.1, под- пункты 1, 12 и 63 п.2 ст.28.3 КоАП |
Нарушение ус- тановленных правил продажи отдельных ви- дов товаров |
Штраф: - на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ; - должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ; - юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ |
Должностные ли- ца: - органов госу- дарственной ин- спекции по тор- говле, качеству товаров и защи- те прав потреби- телей; - органов внут- ренних дел (ми- лиции); - федеральных органов налого- вой полиции |
Органы госу- дарственной инспекции по торговле, качеству то- варов и за- щите прав потребителей |
Статьи 14.15 и 23.49, п.1, под- пункты 1 и 6 п.2 ст.28.3 КоАП |
С.В. Шарова,
юрист
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
*(2) При вынесении решения по делу лицо, рассматривающее его, должно учесть все смягчающие и отягчающие обстоятельства, имевшие место при совершении правонарушения
*(3) В соответствии со ст.4.6 КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, если после исполнения постановления о привлечении к административной ответственности прошел больший срок, повторное совершение административного правонарушения не может быть признано обстоятельством, отягчающим ответственность.
*(4) Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано.
*(5) Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
*(6) Согласно ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" величина МРОТ равна 100 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99