Правовой комментарий к арбитражному процессуальному кодексу
Российской Федерации
С 1 сентября 2002 года вступил в силу Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее по тексту - АПК 2002) и введенный в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". АПК 2002 внес много существенных изменений в правовое регулирование арбитражного процесса в Российской Федерации, который ранее регламентировался Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 5 мая 1995 N 70-ФЗ (далее по тексту - АПК 1995).
Однако не все положения АПК 2002 вступили в силу с 1 сентября 2002 года.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрели следующие исключения:
1) согласно статье 6 рассматриваемого закона параграф 1 "Подведомственность" главы 4 "Компетенция арбитражных судов" АПК 2002 вступил в силу с 6 августа 2002 года;
2) на основании статьи 8 этого закона глава 36 "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора" АПК 2002 вступает в силу с 1 января 2003 года.
К принципиально новым моментам правового регулирования арбитражного процесса в Российской Федерации относятся следующие:
1) АПК 2002 разграничивает подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
2) существенно изменены процессуальные сроки в арбитражном процессе, направленные в сторону ограничения деятельности арбитражных судов и ускорения арбитражного процесса;
3) усилена роль примирительных процедур для урегулирования хозяйственных споров (примирение сторон и заключение мировых соглашений, примирение через посредника, разрешение споров в третейских судах);
4) использование в арбитражном процессе современных технических средств аудио-, видео-, кино- и фотосъемка, стенография, иные технические средства);
5) принципиальные изменения системы ответственности за нарушения в арбитражном процессе (система штрафов и иных мер ответственности);
6) появление конкретных особенностей арбитражного производства по отдельным категориям дел;
7) значительные изменение производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора;
8) иные существенные изменения и новации.
Рассмотрим все вышеперечисленное более детально.
Наиболее важные изменения связаны с разграничением подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, доказательством чему служит тот факт, что эти новшества вступили в силу ранее самого АПК 2002, то есть 6 августа 2002 года. Суть изменений заключается в том, что согласно пункту 1 статьи 27 АПК 2002 арбитражному суду теперь подведомственны все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Напомним, что ранее арбитражные суды рассматривали не все дела по экономическим спорам так как некоторые такие дела были отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. Исключение из этого правила на основании подпункта 4 пункт 1 статьи 33 АПК 2002 сделано лишь для трудовых споров (заключение, расторжение трудового договора, перевод на другую работу, вопросы заработной платы и т.д.), которые по-прежнему останутся в ведении судов общей юрисдикции.
Изменение процессуальных сроков в арбитражном процессе наблюдается в трех основных направлениях:
1) появление сроков, которые ранее не были установлены для конкретны процессуальных действий;
2) увеличение сроков для осуществления конкретных процессуальных действий, по сравнению с ранее действовавшими сроками;
3) уменьшение сроков для осуществления конкретных процессуальных действий, по сравнению с ранее действовавшими сроками.
Рассмотрим эти направления изменения сроков в арбитражном процессе подробнее.
В АПК 2002 появилось много новых процессуальных сроков, которые существенно ограничивают время выполнения отдельных процессуальных действий:
1) срок передачи дела с определением суда на рассмотрение другого арбитражного суда - в пятидневный срок со дня вынесения определения (пункт 3 статьи 39 АПК 2002);
2) срок отмены обеспечения иска - в пятидневный срок со дня поступления заявления об этом в арбитражный суд (пункт 2 статьи 97 АПК 2002);
3) срок принятия искового заявления к производству арбитражного суда - в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (пункт 1 статьи 127 АПК 2002);
4) срок подготовки дела к судебному разбирательству - не более двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд (статья 134 АПК 2002)
5) срок откладывания судебного разбирательства - на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения, но не более чем на один месяц (пункт 7 статьи 158 АПК 2002);
6) срок подачи жалобы на определение арбитражного суда - не более месяца со дня вынесения определения (пункт 3 статьи 188 АПК 2002);
7) срок направления арбитражным судом апелляционной жалобы вместе делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции - в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд (пункт 2 статьи 257 АПК 2002);
8) срок подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы - не позднее шести месяцев со дня принятия решения (пункт 2 статьи 259 АПК 2002);
9) срок принятия апелляционной жалобы к производству - в пятидневный срок со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции (пункт 2 статьи 261 АПК 2002);
10) срок принятия кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции - в пятидневный срок со дня поступления жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции (пункт 2 статьи 278 АПК 2002); 1
11) срок приостановления исполнения судебного акта или отказа в приостановлении исполнения - в трехдневный срок со дня поступления ходатайства в суд кассационной инстанции (пункт 3 статьи 283 АПК 2002);
12) срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - не более трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (пункт 3 статьи 292 АПК 2002);
13) срок принятия заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам - в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд (пункт 2 статьи 314 АПК 2002);
14) срок рассмотрения заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения - в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд (пункт 2 статьи 324 АПК 2002);
15) иные сроки в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством.
Практическая ценность этих сроков для предприятий и организаций, участвующих в арбитражном процессе, неоценимо высока, так как теперь суды не смогут откладывать и затягивать выполнение вышеперечисленных процессуальных действий.
На основании положений АПК 2002 увеличены следующие сроки:
1) срок вынесения решения в полном объеме - с трех дней (пункт 1 статьи 134 АПК РФ 1995) до пяти дней (пункт 2 статьи 176 АПК 2002) со дня окончания судебного разбирательства;
2) срок подачи кассационной жалобы - с одного месяца (статья 164 АПК 1995) до двух месяцев (пункт 1 статьи 276 АПК 2002) со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда;
3) срок подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, вступившего в законную силу, - с одного месяца (пункт 1 статьи 193 АПК 1995) до трех месяцев (пункт 1 статьи 312 АПК 2002) со дня-открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта;
4) срок предъявления исполнительного листа к исполнению - с шести месяцев (пункт 1 статьи 201 АПК 1995) до трех лет (подпункт 1 пункта 1 статьи 321 АПК 2002) со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
5) иные сроки в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством.
Как видим, увеличены сроки для выполнения процессуальных действий предприятиями и организациями, что является для них положительным моментом.
В соответствии с АПК 2002 уменьшены следующие сроки:
1) срок рассмотрения дела и принятия решения по нему - с двух месяцев (статья 114 АПК 1995) до месяца (статья 152 АПК 2002) со дня поступления искового заявления в арбитражный суд;
2) срок направления арбитражным судом кассационной жалобы вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции - с пяти дней (пункт 2 статьи 163 АПК 1995) до трех дней (пункт 2 статьи 275 АПК 2002) со дня поступления кассационной жалобы;
3) иные сроки в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством.
Вполне очевидно, что уменьшены сроки для выполнения процессуальных действий арбитражными судами, что тоже является положительным моментом для предприятий и организаций, участвующими в арбитражном процессе.
Таким образом, изменения старых и введение новых сроков в арбитражном процессе направлены на общее сокращение сроков арбитражного производства что на практике увеличивает нагрузку на арбитражные суды. Однако, с другой стороны, в арбитражный процесс введены лица, помогающие судьям:
- арбитражные заседатели (статья 19 АПК 2002);
- помощники судей (пункты 1, 2, 3 статьи 58 АПК 2002);
- секретари судебных заседаний (пункты 4, 5 статьи 58 АПК 2002).
Так, согласно пункту 1 статьи 19 АПК 2002 арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия только в арбитражных судах первой инстанции. При этом на основании пункта 5 этой же статьи при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи но в соответствии с пунктом 7 статьи 19 АПК 2002 арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.
Помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия. Однако на основании пункта 2 статьи 58 АПК 2002 помощник судьи может вести протокол судебного заседания и совершать иные процессуальные действия в случаях и в порядке, которые предусмотрены АПК 2002.
Согласно пункту 4 статьи 58 АПК 2002 основная функция секретаря судебного заседания - ведение протокола судебного заседания. Напомним, что ранее протокол судебного заседания вел судья (при единоличном рассмотрении дела и один из судей (при коллегиальном рассмотрении дела), что не могло не сказываться на скорости и качестве судебного заседания, так как слушать записывать одновременно крайне трудно. Секретарь судебного заседания обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников арбитражного процесса, имевшие место в ходе судебного заседания. Кроме того, секретарь судебного заседания по поручению председательствующего судьи проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании.
Особое внимание в АПК 2002 уделено примирительным процедурам для урегулирования хозяйственных споров. Речь идет о мировом соглашении, примирении через посредника и третейских судах. Отметим, что на основании пункта 1 стать 138 АПК 2002 арбитражный суд принимает меры для примирения сторон и содействует им в урегулировании спора. Примирительные процедуры, как правило, способствуют быстрому разрешению хозяйственных споров, что являете положительным изменением как для системы судопроизводства России, так и для конкретных сторон этих споров, то есть для юридических и физических лиц.
Важной стороной примирительной процедуры является заключение мирового соглашения. Согласно пункту 1 статьи 139 АПК 2002 мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. При этом оно может быть заключено по любому делу.
Однако на основании пункта 4 статьи 139 АПК 2002 мировое соглашение в обязательном порядке утверждается арбитражным судом. Порядок утверждения арбитражным судом мирового соглашения урегулирован статьей 141 АПК 2002.
АПК 2002 допускает обращение сторон для урегулирования спора к посреднику. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 158 АПК 2002 арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора.
Для разрешения хозяйственного спора стороны могут обратиться в третейский суд. На основании пункта 6 статьи 4 АПК 2002 по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено федеральным законом. Это подтверждается и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", согласно которому в третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено действующим законодательством.
АПК 2002 более соответствует существующей реальности, так как регламентирует использование в арбитражном процессе современных технических средств, таких как аудио-, видео-, кино- и фотосъемка, стенография, а также иных технических средств. Так, например, согласно пункту 2 статьи 64 АПК 2002 в качестве доказательств допускаются аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Кроме того, на основании пункта 3 статьи 75 АПК 2002 документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством или договором.
Отметим также, что в соответствии с пунктом 3 статьи 78 в случае необходимости для участия в осмотре и исследовании письменных и вещественных доказательств арбитражным судом могут быть вызваны эксперты и свидетели, а также осуществлены фотографирование, аудио- и видеозапись. При этом к протоколу осмотра прилагаются составленные или проверенные при осмотре сделанные фотоснимки, аудио- и видеозаписи. На основании пункта 2 статьи 162 АПК 2002 воспроизведение полученных аудио- и видеозаписей проводится арбитражным судом в зале судебного заседания или в ином специально оборудованном для этой цели помещении. Факт воспроизведения аудио- и видеозаписей отражается в протоколе судебного заседания.
АПК 2002 разрешает использование стенографической записи, а также аудио- и (или) видеозаписи судебного заседания, в протоколе которого на основании пункта 5 статьи 155 АПК 2002 должна быть сделана отметка об использовании технических средств записи судебного заседания. Материальные носители аудио- и видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания.
При составлении процессуальных документов АПК 2002 также предусмотрено использование технических средств. Так, например, согласно пункту 1 статьи 169 АПК 2002 решение арбитражного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. Кроме того, в апелляционной жалобе (пункт 2 статьи 260 АПК 2002) и в кассационной жалобе (пункт 2 статьи 277 АПК 2002) могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.
Участники арбитражного процесса за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей могут привлекаться арбитражным судом к дисциплинарной и финансовой ответственности. АПК 2002 исправил основной недостаток системы мер финансовой ответственности, существовавший в АПК 1995 - разбросанность норм о финансовой ответственности по всему АПК 1995. Теперь в АПК 2002 все правовые нормы, регламентирующие финансовую ответственность, собраны и систематизированы в главе 11 "Судебные штрафы".
Более того, АПК 2002 не устанавливает размер штрафа, налагаемого за конкретные нарушения арбитражного процесса, а регламентирует общий для всех нарушений размер не более которого может быть наложен судебный штраф. Этот размер штрафа согласно пункту 1 статьи 119 АПК 2002, налагаемого на граждан, не может превышать 25 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (далее по тексту - МРОТ), на должностных лиц - 50 МРОТ, на организации - 1000 МРОТ. При этом конкретную сумму штрафа определяет непосредственно судья арбитражного суда.
Так, например, согласно пункту 3 статьи 54 АПК 1995 в случае неисполнения обязанности представить истребуемое доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, на лицо, у которого оно находится, налагался штраф в размере до 200 МРОТ; согласно пункту 3 статьи 206 АПК 1995 за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств банком или иным кредитным учреждением, которому предъявлен исполнительный лист, на него налагался арбитражным судом штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию, а на основании пункта 9 статьи 66 АПК 2002 и пункта 1 статьи 332 АПК 2002 за эти правонарушения размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на организации - 1000 МРОТ.
Кроме мер финансовой ответственности на основании статьи 111 АПК 2002 арбитражный суд может отнести все судебные расходы на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей.
Произойти это может в двух случаях:
1) в случае, если спор возник вследствии нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа (пункт 1 статьи 111 АПК 2002);
2) в случае, если лицо злоупотребило своими процессуальными правами или не выполнило свои процессуальные обязанности и это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (пункт 2 статьи 111 АПК 2002).
Важным новшеством арбитражного процессуального регулирования является то, что в АПК 2002 появилось много специальных норм, регламентирующих конкретные особенности арбитражного производства по отдельным категориям дел, что ранее было установлено только для двух видов дел: дела о банкротстве (статья 143 АПК 1995) и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 144 АПК 1995).
В АПК 2002 подробно регламентируется процедура судопроизводства по следующим видам дел:
1) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (глава 22 АПК 2002);
2) дела об оспаривании нормативных правовых актов (глава 23 АПК 2002);
3) дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (статья 24 АПК 2002);
4) дела о привлечении к административной ответственности (параграф 1 главы 25 АПК 2002);
5) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (параграф 2 главы 25 АПК 2002);
6) дела о взыскании обязательных платежей и санкций (глава 26 АПК 2002);
7) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (глава 27 АПК 2002);
8) дела о несостоятельности (банкротстве) (глава 28 АПК 2002);
9) дела об оспаривании решений третейских судов (параграф 1 главы 30 АПК 2002);
10) дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (параграф 2 главы 30 АПК 2002);
11) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (глава 31 АПК 2002).
Напомним, что практической особенностью специальных правовых норм согласно теории права является то, что они имеют высшую юридическую силу над всеми остальными нормами АПК 2002, называемых общими правовыми нормами. Фактически это означает, что если общая правовая норма противоречит специальной правовой норме, то применяется специальная правовая норма и если по делу есть специальные правовые нормы, то общие правовые нормы применяются только в части, не противоречащей специальным правовым нормам.
Наибольший практический интерес для предприятий и организаций среди вышеуказанных категорий дел представляют дела, возникающие из споров между предприятиями (организациями) и налоговыми органами (далее по тексту - налоговые споры).
Особенности арбитражного процесса по этим категориям дел предусмотрены следующими нормами АПК 2002:
1) нормы главы 26 АПК 2002 (дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
2) нормы главы 24 АПК 2002 (дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц);
3) иные нормы АПК 2002.
Рассмотрим конкретные особенности дел, возникающие из налоговых споров, подробнее.
Согласно пункту 7 статьи 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. При этом на основании пункта 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213 АПК 2002 заявление о взыскании налоговых санкций подается в арбитражный суд только в том случае, если не исполнено требование налогового органа об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. АПК 2002 предусмотрел особую форму искового заявления о взыскании налоговых санкций. Так, кроме обычно указываемых в исковых заявлениях сведений на основании пункта 1 статьи 214 АПК 2002 в этом заявлении должны быть обязательно указаны:
- наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
- нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;
- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
Дела о взыскании налоговых санкций рассматриваются судьей единолично в двухмесячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Согласно пункту 4 статьи 215 АПК 2002 обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания налоговых санкций, возлагается на налоговый орган.
В ходе судебного заседания арбитражный суд:
- устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности;
- проверяет полномочия налогового органа;
- проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В свою очередь налогоплательщики на основании пункта 1 статьи 138 НК РФ вправе обжаловать в суде акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц. Так, согласно пункту 3 статьи 198 АПК 2002 заявления о признании ненормативных правовых актов налоговых органов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 199 АПК 2002 кроме обычно указываемых в исковых заявлениях сведений в этом заявлении должны быть обязательно указаны:
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению налогоплательщика, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование налогоплательщика о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Рассматриваемые дела, также как и дела о взыскании налоговых санкций рассматриваются судьей единолично в двухмесячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Согласно пункту 5 статьи 200 АПК 2002 обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на налоговый орган.
В ходе судебного заседания арбитражный суд:
- осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
- устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы налогоплательщика.
Важным практическим моментом арбитражного процесса по рассматриваемым делам является то, что согласно пункту 8 статьи 201 АПК 2002 со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части этот акт или его отдельные положения не подлежат применению.
Налоговые органы, неудовлетворенные решениями арбитражных судов, подают на эти решения апелляционные и кассационные жалобы. При этом зачастую они не уведомляют налогоплательщиков о подаче таких жалоб в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции. Отметим, что это прямое нарушение арбитражного процессуального законодательства, так как на основании пункта 3 статьи 260 АПК 2002 и пункта 3 статьи 277 АПК 2002 в случае подачи апелляционных или кассационных жалоб на решения арбитражных судов, налоговые органы обязаны направить налогоплательщикам копии апелляционной (кассационной) жалобы заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их налогоплательщикам или их представителям лично под расписку.
Еще одной существенной правовой новацией является то, что главой 29 АПК 2002 определено три случая, когда дела могут рассматриваться в порядке упрощенного производства, которое предполагает быстрое и простое разрешение хозяйственного спора.
Согласно пункту 1 статьи 226 АПК 2002 к таким случаям относятся случаи, когда требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму.
Такие дела, на основании пункта 1 статьи 228 АПК 2002 рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК 2002, со следующими особенностями:
1) дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (пункт 2 статьи 228 АПК 2002);
2) при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства судебное заседание проводится без вызова сторон. При этом судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме и другие документы (пункт 4 статьи 228 АПК 2002);
3) решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть принято только в том случае, если должник не представил возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок (пункт 1 статьи 229 АПК 2002);
4) иные особенности, предусмотренные действующим законодательством.
В значительной степени изменился порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора. Суть изменений состоит как в изменении статуса лиц, участвующих и не участвующих в деле, так и в изменении порядка надзорного производства. Ранее на основании статьи 180 АПК 1995 вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных судов, за исключением постановлений Президиума ВАС РФ, могли быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВАС РФ только по протестам Председателя ВАС РФ и его заместителей и Генерального прокурора РФ и его заместителей. Теперь согласно пункту 1 статьи 292 АПК 2002 вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора ВАС РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, а по отдельным категориям дел судебные акты арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по представлению прокурора.
Кроме того, если ранее в соответствии с пунктом 2 статьи 186 АПК 1995 для дачи объяснений в заседание Президиума ВАС РФ могли быть вызваны лица, участвовавшие в деле, то теперь на основании пункта 4 статьи 303 АПК 2002 лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ по собственной воле.
Расширены основания для отвода судьи, теперь на основании статьи 21 АПК 2002 судья подлежит отводу также если:
1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями АПК 2002 является недопустимым;
2) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
3) находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
4) делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела и т.д.
Кроме того, появились нормы (статья 23 АПК 2002) об отводе других участников арбитражного процесса. Речь идет о помощнике судьи, секретаре судебного заседания, эксперте и переводчике.
В АПК 2002 подробно регламентирована форма и порядок составления отдельных процессуальных документов, чего по этим документам не было ранее. К таким документам относятся:
1) заключение эксперта (статья 86 АПК 2002);
2) заявление об обеспечении иска (статья 92 АПК 2002);
3) судебное извещение (статья 121 АПК 2002);
4) мировое соглашение (статья 140 АПК 2002);
5) определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ (статья 300 АПК 2002);
6) определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ (статья 301 АПК 2002);
7) постановление Президиум# ВАС РФ (статья 306 АПК 2002);
8) иные процессуальные документы.
Введены новые виды назначаемых арбитражным судом экспертиз: комиссионная (статья 84 АПК 2002), комплексная (статья 85 АПК 2002), дополнительная и повторная (статья 87 АПК 2002).
Расширен состав обеспечительных мер. Теперь обеспечительной мерой на основании подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 91 АПК 2002 может быть возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества и передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу.
Изменен порядок хранения вещественных доказательств. Если ранее на основании пункта 1 статьи 63 АПК 1995 вещественные доказательства хранились в арбитражном суде, а вещественные доказательства, которые не могли быть доставлены в арбитражный суд, согласно пункту 2 статьи 63 АПК 1995 хранились в месте их нахождения, то теперь все вещественные доказательства в соответствии с пунктом 1 статьи 77 АПК 2002 хранятся в месте их нахождения и лишь в исключительных случаях согласно пункту 2 статьи 77 АПК 2002, если суд признает это необходимым, могут храниться в арбитражном суде. Данное изменение с точки зрения предприятий и организаций, участвующих в арбитражном процессе, неоднозначно, так как с одной стороны не придется сдавать вещественные доказательства в арбитражный суд, а с другой, теперь их необходимо хранить самим предприятиям и организациям, а значит нести риск гибели или повреждения и самим предоставлять арбитражному суду по первому требованию, иногда неоднократно.
В АПК 2002 введена новая процессуальная процедура - судебное извещение, которая регламентируется главой 12 "Судебные извещения". Так, согласно пункту 1 статьи 121 АПК 2002 лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия.
На основании пункта 1 статьи 123 АПК 2002 эта процедура предназначена для того, чтобы лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса до начала судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия знали об этом судебном заседании или процессуальном действии и располагали копией судебного акта об их назначении.
Отметим также, что согласно статье 164 АПК 2002 в арбитражный процесс введена процедура судебных прений, которые происходят в процессе судебного разбирательства. На основании пункта 2 статьи 164 АПК 2002 судебные прения состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле, и их представителей, в которых они обосновывают свою позицию по делу. Напомним, что АПК 1995 судебных прений не предусматривал, поэтому на практике арбитражный суд работал только с письменными документами и не выслушивал устные мнения лиц, участвующих в деле. Это было большим минусом судопроизводства в арбитражных судах, так как зачастую не позволяло суду уловить все тонкости дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 164 АПК 2002 в судебных прениях первыми выступают истец и (или) его представитель, затем - третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ответчик и (или) его представитель. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает после истца или после ответчика, на стороне которого оно участвует в деле. При этом прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, обратившиеся в арбитражный суд, выступают в судебных прениях первыми.
АПК 2002 внес значительные изменения в порядок производства по делам с участием иностранных лиц. Перечислим основные внесенные изменения:
1) расширена компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц (статья 247 АПК 2002);
2) введена исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц - то есть категории дел, подсудных только арбитражным судам в Российской Федерации, если международным законодательством или соглашением с иностранным государством не предусмотрено иное (статья 248 АПК 2002);
3) введены обеспечительные меры по делам с участием иностранных лиц (статья 250 АПК 2002);
4) изменен порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц (статья 253 АПК 2002);
5) иные изменения в соответствии с действующим законодательством.
Отметим также, что АПК 2002 вносит еще множество изменений и новшеств в порядок регулирования арбитражных процессуальных отношений в России, но, к сожалению, объем публикации не позволяет рассмотреть их все. Кроме того, ценность более широкой информации для руководителей, бухгалтеров предприятий и организаций, аудиторов и налоговых инспекторов, то есть для читателей, которым реально адресован журнал, на наш взгляд, крайне сомнительна.
В.В.Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru