Необходима ли перерегистрация действующих фирм?
Новый Закон о регистрации*(1) предусматривает создание общероссийского Единого государственного реестра, содержащего подробные сведения о каждом зарегистрированном юридическом лице. Эти сведения доступны любому желающему, за их предоставление установлена плата в размере 2 МРОТ за один документ (при срочной выдаче документов - 4 МРОТ). Таким образом, у предпринимателей появляется законный источник достаточно полных сведений о контрагентах, что может быть полезно, например, при установлении деловых отношений с новым контрагентом. Из сведений единого государственного реестра можно почерпнуть информацию даже о периодах управления отдельных директоров фирмы.
Для уточнения уже имеющихся и сбора недостающих данных (их перечень стал гораздо шире) на организации, зарегистрированные до 1 июля 2002 г., в соответствии с Законом возложена обязанность до 1 января 2003 г. представить в налоговые органы следующую информацию:
полное и сокращенное наименование юридического лица;
его организационно-правовая форма;
место нахождения (т.е. место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
способ образования;
сведения об учредителях;
фамилия, имя, отчество, должность, данные документов, удостоверяющих личность, и (при наличии) ИНН лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации.
Формы документов, подаваемых в налоговые органы, приведены в приложении N 6 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Министерством РФ по налогам и сборам создана электронная программа, позволяющая правильно заполнить и оформить все необходимые документы, касающиеся в том числе сообщения сведений об организации, созданной до 1июля 2002 г. Эту программу можно найти на официальном сайте МНС в сети Интернет по адресу: http://www.nalog.ru.
Сообщение указанных сведений не облагается государственной пошлиной. Расходы придется нести лишь при нотариальном удостоверении подписи на заявлении (5% от МРОТ).
Представление названных дополнительных сведений о юридическом лице не является перерегистрацией. Основная цель этой процедуры - получить информацию для единого государственного реестра юридических лиц.
Будем надеяться, что новый порядок не окажется обременительным для российских предпринимателей. Налоговые органы заверяют, что сделают все возможное для упрощения соответствующих процедур.
Другая достаточно важная цель сбора сведений об организациях, зарегистрированных до 1 июля текущего года,- борьба с уже не работающими фирмами (однодневками). Естественно, организация, созданная для "разовых" потребностей, просто не станет подтверждать сведения о себе. По расчетам МНС довольно большая часть существующих фирм попадет в эту категорию. Во многом на пресечение такой ситуации направлены санкции за не сообщение перечисленных сведений в установленный срок - ликвидация организации в судебном порядке по заявлению регистрирующего органа. Ликвидация фиктивных фирм упростит работу налоговых органов, осуществляющих не только регистрационные, но и фискальные функции.
Представляется, что для нормально функционирующих фирм все это не создаст дополнительных сложностей. Налоговые органы, регулярно получая от них отчетность, и так имеют представление о том, работает конкретная организация или нет.
Достижению поставленных целей служит и другое важное правило - обязательное нотариальное удостоверение подписи заявителя (руководителя, представителя по доверенности или иного лица, подающего документы), а также сообщение им подробных сведений о себе. Это должно предотвратить возможность регистрации организации на подставных лиц, способствовать привлечению заявителя к административной или уголовной ответственности за непредставление, несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений для внесения в ЕГР, что предусмотрено новым Законом о регистрации.
Остановимся подробнее на вопросах ответственности, поскольку обязанность своевременного сообщения сведений об организациях установлена для всех юридических лиц. Все организации обязаны сообщать в трехдневный срок обо всех изменениях сведений, содержащихся в их учредительных документах (в частности, о смене директора или иного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности).
Административная ответственность установлена ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в действие с 1 июля 2002 г. В соответствии с этой нормой за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (т.е. в территориальный орган Министерства по налогам и сборам), в случаях если предоставление этих сведений предусмотрено законом, на должностное лицо организации (имеющее право действовать от ее имени без доверенности) налагается административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 50 МРОТ.
За представление в орган, осуществляющий регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, может наступить административная ответственность должностного лица в виде штрафа также в размере 50 МРОТ либо дисквалификации на срок до трех лет.
Дисквалификация - новый вид административного наказания, она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Как видим, за нарушение порядка регистрации и перерегистрации юридических лиц установлены довольно строгие санкции, поэтому следует обращать более пристальное внимание на подписываемые директором документы, подаваемые в регистрирующий орган.
Какова же уголовная ответственность за правонарушения в сфере государственной регистрации?
Статья 171 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное предпринимательство, в частности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Под заведомо ложными понимают такие сведения, в отношении которых правоохранительные органы смогут доказать, что лицо, подававшее документы, знало, что сведения не соответствуют действительности, и намеренно их исказило. Поэтому, например, не будут относиться к заведомо ложным данным разного рода опечатки и иная информация, в правильности которой лицо добросовестно заблуждалось. Но к заведомо ложным отнесут сведения, скажем, о директоре фирмы, содержащие данные, отличные от тех, что значатся в приказе о назначении его на должность, т.е. отличающиеся от документально подтвержденной информации.
Уголовная ответственность наступает лишь при наличии одного из двух условий.
Первое - если действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Отметим, что это довольно трудно проследить на практике. К таким случаям можно отнести, например, заключение невыполнимых из-за отсутствия зарегистрированной фирмы (т.е. полноценного участника предпринимательской деятельности) контрактов, срыв которых повлек за собой большие убытки для контрагентов.
Наступление второго условия уголовной ответственности определить значительно проще. Это - извлечение дохода в крупном или особо крупном размере. Речь идет о тех прибылях, которые получены самим лицом, нарушившим порядок регистрации юридических лиц.
Крупным признается доход, превышающий 200 МРОТ, а особо крупным 500 МРОТ.
Обратим внимание еще на один момент. Каждой записи о юридическом лице в Едином государственном реестре присваивается номер. Номер первой записи является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) организации и подлежит указанию во всех документах юридического лица наряду с его наименованием.
Этот номер должен указываться и на всех последующих заявлениях в регистрирующий орган. Естественно, организация, впервые сообщающая в налоговый орган сведения о себе, такого номера еще не имеет. Однако Закон о регистрации предусматривает одно важное правило: не позднее пяти дней после выдачи юридическому лицу лицензии лицензирующий орган обязан представить сведения об этой организации в территориальный орган МНС России для внесения в реестр. Следовательно, в этом случае в ЕГР будет находиться запись об организации, и ей автоматически будет присвоен ОГРН. Представляется, что, обладая полномочием истребовать из Регистрационной палаты прежние регистрационные дела организаций, органы МНС будут вносить сведения в ЕГР на основании этих данных. Тем не менее, такое правило не снимает с юридических лиц обязанности по сообщению указанных сведений, поскольку, как уже было сказано, их перечень достаточно широк. Дополнительно это означает необходимость для фирм, получающих лицензии после 1 июля 2002 г., своевременно обращаться в налоговые органы и узнавать свой номер. После сообщения организацией сведений о себе ей выдается свидетельство, подтверждающее факт внесения записи в ЕГР.
Процедура сообщения сведений достаточно проста, особенно если учесть возможность отправки заявления почтой и установленный Законом о государственной регистрации пятидневный срок рассмотрения документов.
Чтобы еще более упростить процедуру сообщения сведений, стоит придерживаться следующих правил, рекомендованных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
1. Составлять документы с использованием форм, утвержденных постановлением Правительства РФ (целесообразно использовать также электронную программу, разработанную МНС).
2. Представлять документы непосредственно либо направлять почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.
3. Подавать документы лично или направлять почтой не только в письменном, но и по возможности в электронном виде. Это облегчит регистратору составление электронной базы ЕГР, создание которой предусмотрено Законом.
4. При направлении документов почтой ставить на конверте пометку "Регистрация" (довольно разумное правило, если вспомнить, что налоговые органы традиционно занимаются не только регистрацией).
В Москве действует специальный, отличающийся от общего, порядок сообщения сведений об организациях, зарегистрированных до 1 июля 2002 г.
Государственная регистрация создания, реорганизации и ликвидации организаций, внесения изменений в их учредительные документы осуществляется инспекциями МНС России того района, где находится организация (напомним, под местом нахождения фирмы понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
С 15 июля 2002 г. прием сведений об организациях, зарегистрированных до 1 июля, производится операторами в здании Управления МНС России по г.Москве по адресу: ул. Б.Тульская, д.15, а не в районных инспекциях МНС. В здании Управления будет осуществляться и консультирование по вопросам государственной регистрации. Телефоны для справок: 957-64-10 и 957-67-07.
Если же необходимо срочно внести изменения, провести реорганизацию или ликвидацию фирмы, сведения следует подавать вместе с соответствующим пакетом документов в инспекцию МНС по месту постановки на налоговый учет, т.е. в районную налоговую инспекцию.
Предоставление сведений возможно и по почте в инспекцию МНС N 39 по г.Москве по адресу: 125373, Москва, Походный проезд, д.3, корп.А.
В более сложной ситуации, по-видимому, окажутся те организации, которые уже сообщили о себе все необходимые сведения для занесения в реестр. С момента сообщения этих сведений на них возлагается обязанность в трехдневный срок сообщать в налоговые органы обо всех изменениях в представленных сведениях. Срок достаточно жесткий, и даже наличие специальных форм документов (приложение N 4 к названному постановлению Правительства) едва ли упростит положение. Тому же послужит и известная "нелюбовь" предпринимателей к налоговым органам. Хотя при несообщении или несвоевременном сообщении об этих изменениях ликвидации фирмы не последует - возможно, как уже было сказано, наложение административного штрафа на провинившееся юридическое лицо.
Д. Тарасов,
юрисконсульт
Санкт-Петербург
"Адвокат", N 11, ноябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" // СЗ РФ.- 2001.- N 33. Ст.3431.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходима ли перерегистрация действующих фирм?
Автор
Д. Тарасов - юрисконсульт (г.Санкт-Петербург)
"Адвокат", 2002, N 11