Правонарушения в сфере таможенного дела:
характер и причины
Распад Советского Союза привел к тому, что многие регионы бывшего СССР неожиданно для себя стали пограничными. Это повлекло создание в них таможен, внесло определенную специфику в деятельность судов и иных правоохранительных органов. Так, только в Брянской области на участке российско-украинской границы за шесть месяцев текущего года выявлено 6300 фактов нарушений таможенных правил. Из них примерно половина совершена путем перемещения товаров пассажирским железнодорожным транспортом. Как правило, такие нарушения совершаются физическими лицами - нерезидентами и связаны с незаконным вывозом из России иностранной валюты, которая была в основном честно заработана гражданами Украины и Молдовы в Российской Федерации. Основными причинами совершения этих правонарушений являются либо незнание правил вывоза из нашей страны иностранной валюты, либо ее умышленное незаконное перемещение, продиктованное тяжелым материальным положением семей "гастарбайтеров" и желанием нарушителей таким образом его поправить. Санкция за совершение подобных правонарушений довольно сурова. Часть 1 ст.279 Таможенного кодекса РФ ранее предусматривала наложение штрафа в размере от 100 до 200% суммы незаконно перемещаемой валюты, с ее конфискацией или без таковой. С 1 июля 2002 г. согласно ст.16.2 Кодекса об административных правонарушениях применяется взыскание в виде штрафа в размере от 1/2 до двукратной стоимости товаров или суммы незаконно перемещаемой валюты с ее конфискацией или без таковой. Но было бы неправильно полагать, что все нарушения таможенных правил, совершаемые на российско-украинской и российско-белорусской границе, носят, если так можно сказать, безобидный характер. Начало нового - XXI века ознаменовалось всплеском организованной экономической преступности, носящей транснациональный характер и причиняющей колоссальный ущерб интересам как России, так и других государств. Борьба с этим явлением уже вышла за пределы внутренней функции правоохранительных органов России. Например, такая проблема, как "двойные счета" (или "двойная бухгалтерия") обсуждается на международном уровне. Государства совместно борются с этими явлениями, поскольку масштабы ухода от налогообложения, в том числе и по таможенным платежам, серьезно подрывают бюджет не только нашей страны.
Достигли больших масштабов контрабанда, незаконный экспорт научной информации, предметов художественного и исторического достояния народов России, невозвращение валютных средств, уклонение от уплаты таможенных платежей. Большинство таможенных правонарушений совершаются организованными преступными группами. Только в Брянской области таможенными органами за первое полугодие текущего года возбуждено 78 уголовных дел о контрабанде, из которых 48 - контрабанда наркотиков.
Необходимо отметить высокий организационный и технический уровень обеспечения деятельности нарушителей. Ведется разведка, используется скоростной, высокопроходимый автотранспорт, современные средства радиосвязи, организуется вооруженное сопровождение незаконного перемещения товаров. Но и участившиеся факты обычного пешего перемещения контрабанды наркотиков крайне затрудняют обнаружение преступления.
В последние годы сложилась положительная практика успешного проведения правоохранительными органами сопредельных государств такой меры борьбы с контрабандой наркотиков, как метод контролируемой поставки. Его правовые основы определены Конвенцией ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств" (1988 год). В ряде других международно-правовых актов декларируется возможность контролируемой поставки также и в целях пресечения незаконного оборота оружия, культурных ценностей. Практическая реализация этих положений осуществляется в соответствии с национальным законодательством (глава 37 Таможенного кодекса РФ).
Борьба с наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться с участием всех ветвей государственной власти на основе широкого сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран на межгосударственном уровне. Главным фактором успешного противодействия этим видам преступности является устранение порождающих их причин. Россия, а также Украина и Беларусь занимают срединное положение между странами - производителями наркотиков и странами-потребителями. Это огромная территория, которая служит транзитом, и она должна быть обеспечена финансовыми средствами, в том числе и средствами западных стран. Вдоль линии государственной границы Украины с Россией дислоцированы пограничные войска обеих стран. Поэтому произошло смещение преступных каналов на белорусское направление, где были сняты таможенные барьеры в связи с образованием Таможенного союза. Причем их сняли без выполнения таких обязательных условий, как переход таможенно-тарифных систем стран - участниц Союза на унифицированные, единообразные меры контроля, упрощение и гармонизация таможенных процедур, переход на общие правовые нормы, административные правила, определяющие действия таможенных служб, права и обязанности субъектов контроля, создание действенной единой судебной и арбитражной защиты.
Перенос таможенного контроля на внешнюю границу с Республикой Беларусь при отсутствии единого таможенного законодательства, наличии существенных различий в порядке заполнения таможенных, товаросопроводительных и транспортных документов приводит к возникновению ряда факторов, негативно влияющих на эффективность таможенного контроля.
Н. Цуканова,
начальник правового отдела
Брянской таможни
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правонарушения в сфере таможенного дела: характер и причины
Автор
Н. Цуканова - начальник правового отдела Брянской таможни
"Российская юстиция", 2002, N 12, стр.33