Характеристика преступности
среди сотрудников органов внутренних дел
Сегодняшняя преступность приобретает все более организованный и профессиональный характер, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию. Представители преступного мира переходят от одних форм преступной деятельности к другим, более изощренным и опасным, причиняющим в том числе значительный материальный ущерб. Преступность ожесточается, омолаживается, сплачивается и проникает во многие сферы общественной жизни. Не случайно криминологи все чаще заявляют о таких новых видах преступности, как международная, политическая, элитно-властная преступность. Появляется информационная, финансовая преступность, "киберпреступления". В занятие преступной деятельностью вовлекаются все новые и новые слои населения, представители различных сфер деятельности, меняются личностные характеристики самих преступников.
К числу таких новых на сегодняшний день видов преступности, на мой взгляд, следует отнести преступность сотрудников органов внутренних дел. Число правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, постоянно увеличивается. Наибольшее их количество (98%) приходится на долю сотрудников органов внутренних дел. За период с 1989 по 2001 год их количество возросло в 3,8 раза. При этом следует помнить, что фиксированность таких преступлений довольно низка, и официальные статистические данные не отражают действительного положения. Если в целом по всей преступности, по некоторым оценкам, количество латентных преступлений в 3-5 раз больше официально зарегистрированных деяний, то по рассматриваемым преступлениям этот показатель значительно выше. Так, большинство опрошенных сотрудников органов внутренних дел отметили, что около 80% преступлений, совершаемых сотрудниками, не попадают в официальную уголовную статистику.
Столь высокий уровень латентности преступлений сотрудников органов внутренних дел объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, многие сотрудники органов внутренних дел, нарушающие закон, обладают знаниями оперативно-розыскной деятельности, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, положениями криминалистики, в силу чего могут успешно скрывать следы совершенного преступления. По результатам проведенного исследования, 22% осужденных сотрудников были привлечены к уголовной ответственности лишь спустя год и более после совершения преступления. Избежать ответственности в этот период им помогло именно знание оперативно-розыскной работы (33,5%) и уголовного и уголовно-процессуального законодательства (29,1%).
Во-вторых, они часто совершают преступления в отношении лиц, нарушивших закон, которые боятся наказания за свои деяния, не верят в возможность привлечения виновных сотрудников к ответственности и поэтому не сообщают об этом в органы прокуратуры или службы собственной безопасности органов внутренних дел.
В-третьих, многие руководители органов внутренних дел, их структурных подразделений "закрывают глаза" на правонарушения своих подчиненных, совершенные ими якобы в целях раскрытия тяжких преступлений, так как не желают портить показатели работы своих подразделений фактами нарушения законности.
В-четвертых, у значительной части сотрудников органов внутренних дел в настоящее время сформировалась определенная деформация мышления. Они полагают, и это подтверждается результатами исследования, что без нарушения закона невозможно раскрыть запутанное преступление, привлечь виновного к ответственности. В силу этого они сами легко преступают закон и, соблюдая корпоративность, примиренчески относятся к сослуживцам, совершающим преступления, прежде всего должностные и против правосудия.
В силу перечисленных обстоятельств значительное количество преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, не находит отражения в статистике.
Официальные статистические данные также не содержат сведений о таком важном показателе, как уровень преступности сотрудников органов внутренних дел, который показывает количество совершенных преступлений из расчета на определенное количество сотрудников. Исходя из данных о состоянии преступности данного вида и штатной численности органов внутренних дел, этот показатель можно вычислить. В частности, в 1998 году он составил 35,1, в 1999 - 31,8 преступлений на 10 тыс. человек аттестованного личного состава. Коэффициент преступлений, совершенных в 1998 году сотрудниками прокуратуры, по расчетам, составил 12,6 преступлений на 10 тыс. сотрудников. Для сравнения отмечу, что общий коэффициент преступности в стране в 1998 году составил 214,7 на 10 тыс. человек населения, что в 6 раз больше соответствующего показателя преступности сотрудников органов внутренних дел.
Подчеркну, что применительно к преступлениям сотрудников органов внутренних дел речь следует вести именно о преступности как относительно массовом, устойчивом, специфическом явлении, а не о простой массе совершаемых ими преступлений. Несомненно, что столь динамично развивающийся вид преступности требует самостоятельного криминологического изучения.
В криминологии принято анализировать преступность по составляющим ее видам. Одним из оснований выделения видов преступности являются особенности именно субъекта преступления. Сотрудники органов внутренних дел, подготовленные для борьбы с преступностью, как уже отмечалось, обладают знаниями закона, особенностями оперативно-розыскной работы, способов совершения преступлений, применяемых преступниками, ухищрений, используемых ими в целях избежания ответственности. Все это они, в свою очередь, могут использовать в своих противоправных действиях. Например, 8% опрошенных осужденных в целях избежания наказания использовали приемы и способы, ранее применяемые преступниками, с которыми им приходилось сталкиваться в процессе своей работы.
Преступность сотрудников органов внутренних дел можно разделить на три большие группы преступлений.
1. Преступления, связанные с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей, так называемые "профессиональные" преступления. "Профессиональные" преступления сотрудников органов внутренних дел не следует рассматривать в плане криминального профессионализма как вида деятельности, предполагающей наличие определенной криминальной подготовки, необходимой для совершения и сокрытия преступления. Характер таких преступлений определяется профессиональной, должностной деятельностью сотрудника - следователя, оперуполномоченного, инспектора и т.д. То есть те преступления, которые, как правило, не могут совершить представители иных, не правоохранительных, не "милицейских" профессий. К ним относятся некоторые составы преступлений против правосудия и должностные преступления (преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления).
2. Преступления, связанные с правовым статусом сотрудника органов внутренних дел. К ним относятся общеуголовные преступления, совершенные ими во время исполнения своих служебных обязанностей или вне службы, но которые тем или иным образом связаны с правовым статусом сотрудника органов внутренних дел. К ним, например, следует отнести причинение смерти по неосторожности правонарушителю при его задержании, причинение телесных повреждений подозреваемому при его допросе, а также совершение иного общеуголовного преступления, в том числе и во внеслужебное время, но когда свидетели и потерпевшие воспринимали виновного как сотрудника милиции, исполняющего служебные обязанности.
3. Преступления, которые не связаны с правовым статусом сотрудника органов внутренних дел.
Как показывают официальные статистические данные, самыми распространенными общеуголовными преступлениями, совершенными сотрудниками органов внутренних дел, являются: нарушение правил эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство и кража. В группе "профессиональных" преступлений преобладают: превышение должностных полномочий; получение взятки; злоупотребление должностными полномочиями.
Среди опрошенных осужденных сотрудников органов внутренних дел, отбывающих наказание в виде лишения свободы, 19,5% совершили "профессиональные" преступления, 80,5% - общеуголовные. 28,2% общеуголовных преступлений совершены во время исполнения служебных обязанностей или иным образом были связаны с правовым статусом сотрудника. Например, были совершены в неслужебное время, но виновный находился в форменной одежде или предъявлял свидетелям и потерпевшим служебное удостоверение и они воспринимали его как сотрудника милиции. Фактически 47,7% совершенных осужденными преступлений были связаны с их правовым статусом сотрудника органов внутренних дел.
Как показывают результаты анкетирования осужденных, самыми распространенными преступлениями, совершенными ими, являются преступления против собственности (39,5% всех преступлений, из них 14,6% - кражи, 10% - грабежи и столько же разбойные нападения, 2,8% - мошенничество и 2,1% - вымогательство). Велика доля преступлений против личности. Так, 13,6% из них - убийство (ст.ст.105, 108 УК РФ, а также причинение смерти по неосторожности - ст.109 УК РФ), 10,6% - причинение тяжкого вреда здоровью различных степеней тяжести, 6,9% - изнасилование.
Самым распространенным "профессиональным" преступлением является превышение должностных полномочий. На его долю приходится 12,4% преступлений: 2,7% - получение взятки, 2,1% - злоупотребление должностными полномочиями, 1,9% - принуждение к даче показаний, 0,4% - должностной подлог. В последние годы сотрудники все больше совершают преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (3,4% преступлений, совершенных осужденными сотрудниками) и огнестрельного оружия (3,2%).
Перечисленные преступления являются самыми распространенными преступлениями, за совершение которых сотрудники отбывают наказание в виде лишения свободы. В общей сложности на их долю приходится около 97% всех преступлений, совершенных осужденными.
В последние годы не редкими стали случаи совершения сотрудниками органов внутренних дел заказных убийств, создания банд, похищения с целью получения выкупа людей, участия в организованных преступных группах. Распространены факты злоупотребления должностными полномочиями в виде создания так называемых "крыш" коммерческим организациям. Например, по некоторым данным, в г.Санкт-Петербурге около 20% "крыш" - милицейские. В свободное от работы время сотрудники органов внутренних дел за вознаграждение осуществляют охрану коммерческих предприятий, предпринимателей и даже "воров в законе". За взятки некоторые сотрудники разглашают сведения о местонахождении тех или иных лиц, интересующих преступников, ставят на учет угнанные автомашины или автомашины, не прошедшие таможенной регистрации, не вносят в компьютерный банк данных сведений об угнанных автомашинах.
Характерно, что в последние годы все большее число сотрудников органов внутренних дел вовлекаются в совершение "профессиональных" преступлений. Если ранее подобные преступления, например получение взятки, совершались обычно в одиночку, то сейчас около 50% "профессиональных" преступлений совершены опрошенными осужденными в группе (как правило, группы состояли из сотрудников одного подразделения).
Количество совершенных преступлений, несомненно, повышает общественную опасность личности преступника. Как правило, осужденные совершили по одному преступлению (57,1% опрошенных), 27,9% осуждены за два, 7,8% - за три-пять, 7,2% - за совершение более пяти преступлений. 14,1% опрошенных отметили, что далеко не за все совершенные преступления они привлечены к уголовной ответственности.
В заключение отмечу, что высокий уровень преступности сотрудников органов внутренних дел не только увеличивает общее количество совершаемых преступлений, но и влечет за собой снижение авторитета правоохранительных органов, порождает чувство недоверия к ним со стороны граждан. Как показывают многочисленные исследования, все больше и больше россиян решают свои проблемы, связанные с нарушением их прав, минуя милицию.
А. Варыгин,
доцент Саратовского
юридического института МВД РФ,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Характеристика преступности среди сотрудников органов внутренних дел
Автор
А. Варыгин - доцент Саратовского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2002, N 12, стр.62