Упрощенная система налогообложения
С 1 января 2003 г. вступает в силу глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Она введена Федеральным законом от 24.07.02 N 104-ФЗ (далее - Закон N 104-ФЗ).
Одновременно с вступлением в силу главы 26.2 утрачивает силу Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
Несмотря на то что из системы налогового регулирования постепенно исчез термин "малое предпринимательство", в НК РФ предусмотрены более щадящие условия налогообложения для небольших предприятий и организаций.
Причем эти условия не связаны с критериями, установленными Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Единственным критерием для этих условий служит объем выручки, полученной за определенный налоговый период, который распространяется на все предприятия и организации независимо от численности, организационно-правовой формы или состава учредителей.
Так, например, организации, получающие в течение квартала выручку от реализации товаров (работ, услуг) не более 1 млн руб. в месяц (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж), имеют право уплачивать НДС исходя из фактической реализации товаров за истекший квартал (п.6 ст.174 НК РФ).
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели с такими же объемами выручки имеют право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).
Организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают налог на прибыль только квартальными авансовыми платежами по итогам отчетного квартала (п.3 ст.286 НК РФ).
Сделан еще один шаг навстречу предприятиям малого бизнеса. Для определенного круга предприятий и организаций главой 26.2 НК РФ установлен специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения.
С вступлением в силу главы 26.2 НК РФ большее число организаций (чем по Закону N 222-ФЗ) получит возможность перейти на упрощенную систему налогообложения.
Для того чтобы помочь предприятиям принять взвешенное решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, мы предлагаем вниманию читателей эту статью.
Сущность упрощенной системы налогообложения
Обратим внимание на различие в названиях двух упрощенных систем налогообложения (прежней и новой).
Упрощенная система по Закону N 222-ФЗ называлась "упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Глава 26.2 НК РФ носит более лаконичное название - "Упрощенная система налогообложения".
Последнее название точно отражает суть нового специального налогового режима, который регулирует только вопросы исчисления и уплаты налога.
Переход к применению упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями и возврат к общепринятой системе осуществляются добровольно.
Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату организациями единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. При этом единый налог заменяет собой уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Объекты обложения другими налогами (не заменяемыми единым налогом), возникающие у организаций при ведении хозяйственной деятельности с применением упрощенной системы, облагаются этими налогами на общих основаниях в соответствии с НК РФ и иными актами действующего законодательства.
Например, при размещении рекламы своей продукции организации будут продолжать уплачивать налог на рекламу в соответствии с действующим порядком уплаты этого налога.
Кроме того, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выступающие в качестве работодателей, будут продолжать уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Упрощенная система налогообложения в отношении заменяемой единым налогом совокупности налогов и принципа его уплаты по результатам хозяйственной деятельности за определенный налоговый период для индивидуальных предпринимателей предусматривает точно такой же подход, как и для организаций.
Единственное отличие связано с тем, что в перечень налогов, заменяемых у предпринимателей единым налогом, вместо налога на прибыль включен налог на доходы физических лиц.
Как и организации, индивидуальные предприниматели должны будут уплачивать другие налоги, не замененные единым налогом, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Кроме этого, и организации, и индивидуальные предприниматели, переходящие на упрощенную систему налогообложения, должны будут продолжать исполнение обязанностей налоговых агентов в случаях, предусмотренных НК РФ. (Например, исполнение обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества - п.3 ст.161 НК РФ).
Условия применения упрощенной системы налогообложения
Применять упрощенную систему налогообложения могут организации, у которых:
- в уставном капитале доля, принадлежащая другим организациям, не превышает 25%.
Это означает, что организация сможет перейти на упрощенную систему налогообложения и применять ее в дальнейшем, если при формировании ее уставного капитала взносы учредителей - физических лиц составляли не менее 75%, а на долю учредителей - юридических лиц приходилось суммарно не более 25%. Причем такое соотношение должно соблюдаться и в дальнейшем, например при продаже своих долей участниками.
Это правило не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью сформирован из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом в средней численности работников в целом по организации доля инвалидов должна быть не менее 50%, а фонд оплаты их труда не менее 25% в общем фонде оплаты труда по организации;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом России за налоговый период, не превышает 100 человек.
Средняя численность работников организации или индивидуального предпринимателя включает среднесписочную численность штатных работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Правила подсчета средней численности работников определены Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121;
- стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, не превышает 100 млн руб.
Учитывая, что глава 26.2 НК РФ регулирует вопросы исчисления и уплаты налога, в целях применения данного критерия следует рассматривать определение амортизируемого имущества, приведенное в ст.256 НК РФ, которая определяет его как имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Остановимся на перечне налогоплательщиков, которым согласно п.3 ст.346.12 НК РФ запрещен переход на упрощенную систему налогообложения.
Нецелесообразно приводить полный перечень таких налогоплательщиков, обратим внимание лишь на особенности, которые могут затронуть интересы наибольшего круга наших читателей.
Во-первых, применять упрощенную систему налогообложения запрещено организациям, имеющим филиалы и представительства.
Обратим внимание на то, что организациям, имеющим филиалы и представительства, Законом N 222-ФЗ разрешалось переходить на упрощенную систему налогообложения. При этом предельная численность в целом по организации (15 человек) должна была включать работающих в филиалах и представительствах.
Во-вторых, не смогут применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие подакцизные товары, ломбарды, частные нотариусы, участники соглашения о разделе продукции, добывающие и реализующие полезные ископаемые.
Однако здесь сделано исключение для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые добывают и реализуют общераспространенные полезные ископаемые.
Отметим, что в ст.3 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" сказано, что перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяют органы государственной власти РФ совместно с субъектами РФ.
Правительством РФ функции органа, уполномоченного определять региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, возложены на Министерство природных ресурсов РФ (Положение о Министерстве природных ресурсов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726).
Таким образом, налогоплательщик, который добывает общераспространенные полезные ископаемые в соответствии с региональным перечнем, может перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
В-третьих, не могут применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, вид деятельности которых подлежит обложению единым налогом на вмененный доход по правилам главы 26.3 НК РФ.
Отметим, что единый налог на вмененный доход по решению субъекта РФ может быть введен по видам деятельности, связанным с оказанием бытовых услуг населению, оказанием ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомобилей, розничной торговлей через магазины и общественным питанием при площади торгового зала до 70 квадратных метров, услугами по перевозке пассажиров и грузов при использовании не более 20 автомобилей (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения
Как было отмечено выше, переход к упрощенной системе и возврат к общему режиму налогообложения добровольный.
Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, организация или индивидуальный предприниматель должны подать заявление в налоговый орган по месту своей регистрации.
По правилам п.1 ст.346.13 НК РФ переход на упрощенную систему разрешается только с начала очередного года.
Прежний порядок перехода, установленный Законом N 222-ФЗ, предусматривал возможность применения упрощенной системы с начала очередного квартала текущего года.
Таким образом, те организации и предприниматели, которые захотят воспользоваться упрощенной системой налогообложения с 1 января 2003 г., должны подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября 2002 г.
В заявлении необходимо указать данные о размере доходов за 9 месяцев года, в котором подается заявление.
Согласно п.2 ст.346.12 НК РФ для перехода на упрощенную систему доход от реализации, определенный по правилам ст.249 НК РФ, не должен превышать 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Подчеркнем, что для перехода на упрощенную систему учитывается только доход от реализации - выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п.1 ст.249 НК РФ).
Обратим внимание: п.1 ст.346.13 НК РФ не требует указывать в заявлении сведения о средней численности работников организации и стоимости амортизируемого имущества. Однако ограничения по этим и другим параметрам предусмотрены п.3 ст.346.12 НК РФ.
Так, Приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495 утверждены формы документов, рекомендуемые для применения при переходе к упрощенной системе налогообложения, отказе либо утрате права на ее применение.
Этим Приказом, в частности, утверждена форма заявления, которое подают в налоговые инспекции организации и предприниматели при переходе на упрощенную систему налогообложения. Формой этого заявления предусмотрено указывать: дату перехода, выбранный объект налогообложения (выручка либо доход, уменьшенный на расходы), размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года, среднюю численность работников, стоимость амортизируемого имущества, сведения об участии в соглашениях о разделе продукции и другие параметры, ограничивающие применение упрощенной системы согласно ст.346.12 НК РФ.
Для вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения возможно в текущем году с момента регистрации в налоговых органах. В этом случае такие организации и предприниматели подают заявление о переходе на упрощенную систему одновременно с подачей заявления на регистрацию.
Порядок отказа от упрощенной системы налогообложения
Перейдя на упрощенную систему налогообложения, организация должна применять ее в течение всего календарного года.
Добровольный отказ от ее применения и возврат к общему режиму налогообложения возможны только с 1 января следующего года. При этом заявление должно быть подано в налоговый орган не позднее 15 января (п.6 ст.346.13 НК РФ).
Одновременно с добровольным переходом к общему режиму налогообложения НК РФ предусматривает и принудительный.
Такой возврат предусмотрен в случаях, если доход налогоплательщика за отчетный (налоговый) период превысит 15 млн руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).
В этом случае датой начала применения общего режима налогообложения будет считаться 1-е число квартала, в котором произошло превышение.
Следует обратить внимание на то, что при таком возврате к общему режиму налогообложения НК РФ не требует пересчета налоговой базы за предыдущие налоговые (отчетные) периоды.
С момента возврата к общему режиму налоги, замененные единым налогом, подлежат уплате как для вновь зарегистрированных организаций и предпринимателей и, кроме этого, такие налогоплательщики не уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогам в течение квартала, в котором произошел возврат (п.4 ст.346.13 НК РФ).
Пример. В 2003 г. (т.е. после вступления в силу главы 26.2 НК РФ) у организации доход составил:
за I квартал - 3 100 000 руб., за полугодие - 6 800 000 руб., за 9 месяцев - 15 200 000 руб.
Превышение дохода произошло по результатам работы в III квартале 2003 г.
В этом случае датой возврата к общему режиму налогообложения будет считаться 1 июля 2003 г.
По результатам работы в III квартале 2003 г. расчет налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога производится по правилам их исчисления и уплаты в соответствии с действующим законодательством.
В IV квартале организации следует уплачивать ежемесячные авансовые платежи в размере одной трети от фактически полученной прибыли за III квартал.
Если допущено превышение дохода, то налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту своей регистрации о возврате к общему режиму налогообложения не позднее 15-го числа следующего квартала. (Для нашего примера этот срок должен быть не позднее 15 октября.)
Организации, вернувшиеся к общему режиму налогообложения добровольно или потерявшие право на применение упрощенной системы налогообложения вследствие превышения нормативов, имеют право вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через два года после того, как они утратили право на ее применение.
Объекты налогообложения и порядок их признания
В соответствии со ст.346.14 НК РФ объектами налогообложения при упрощенной системе признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения предоставлен самому налогоплательщику. Выбрав объект при переходе к упрощенной системе, налогоплательщик вынужден будет применять его в течение всего периода применения самой упрощенной системы.
Обратите внимание: ст.6 Закона N 104-ФЗ предусмотрено применение всеми налогоплательщиками с 1 января 2005 г. только одного объекта налогообложения - дохода, уменьшенного на величину расходов.
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6%, а доходы, уменьшенные на величину расходов, - по ставке 15% (ст.346.20 НК РФ).
В составе доходов организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав (в соответствии с правилами ст.249 НК РФ), а также внереализационные доходы (в соответствии с правилами ст.250 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, без распределения их на доходы от реализации и внереализационные доходы.
Напомним, что согласно ст.249 НК РФ доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В свою очередь внереализационными доходами согласно ст.250 НК РФ признаются доходы, не связанные с реализацией.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст.346.17 НК РФ), т.е. доходы признаются кассовым методом аналогично приведенному в ст.273 НК РФ.
Учитывая эти положения, а также то, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с метода начисления в налоговую базу включаются суммы, полученные по договорам, исполнение которых производится после перехода (п.1 ст.346.25 НК РФ), можно сделать вывод о включении в состав дохода (выручки) авансовых платежей.
Прежняя упрощенная система налогообложения, установленная Законом N 222-ФЗ, также предусматривала два объекта налогообложения: валовую выручку и совокупный доход. Но сами налогоплательщики были лишены права выбора объекта налогообложения. Объект налогообложения устанавливался органом власти субъекта РФ.
Совокупный доход представлял собой валовую выручку, уменьшенную на весьма ограниченный перечень разрешенных расходов, в состав которых не включались, например, даже расходы на заработную плату, расходы на приобретение оборудования, командировочные расходы.
Ставки налога были также значительно выше - не более 30% от совокупного дохода и не более 10% от валовой выручки.
Порядок определения и признания расходов
Организации, которые выбрали объект налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, определяют расходы согласно ст.346.16 НК РФ.
Расходы, уменьшающие доход при исчислении налога, должны быть обоснованными и документально подтвержденными в соответствии с правилами п.1 ст.252 НК РФ.
Напомним, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Перечень расходов, уменьшающих полученные налогоплательщиком доходы при исчислении единого налога, приведен в п.1 ст.346.16 НК РФ.
Отметим, что согласно п.2 ст.346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты, т.е., как было отмечено выше, расходы, как и доходы, также признаются кассовым методом.
Признание расходов кассовым методом имеет ряд особенностей. Кассовому методу определения доходов и расходов посвящена ст.273 НК РФ. Ее положения справедливы и при применении упрощенной системы налогообложения.
Обратим внимание на то, что в соответствии с подп.1 п.3 ст.273 НК РФ материальные расходы, расходы на оплату труда, оплата процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты), оплата услуг третьих лиц включаются в расходы после списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы. При этом затраты по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.
Как видим, оплаченные, полученные, но еще находящиеся на складе организации сырье, материалы, комплектующие и т.п. не считаются расходом. Включить эти материалы в расходы можно только после выдачи их со склада в производство.
Главой 26.2 НК РФ значительно расширен перечень расходов по сравнению с прежней упрощенной системой налогообложения, установленной Законом N 222-ФЗ. С 1 января 2003 г. при исчислении единого налога в расходах учитываются, например, стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов, командировочные расходы, расходы на оплату труда, рекламу, аудиторские услуги, расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
При этом перечень расходов, уменьшающих доходы, при исчислении налога является закрытым.
Особенности отражения расходов
Пунктом 2 ст.346.16 НК РФ предусмотрены правила, при соблюдении которых расходы принимаются для уменьшения полученных доходов при исчислении единого налога.
Так, указанные в п.1 ст.346.16 НК РФ расходы в зависимости от экономического содержания отражаются по следующим правилам:
- определяется состав материальных расходов, и такие расходы включаются в затраты по правилам ст.254 "Материальные расходы" НК РФ;
- определяется состав расходов на оплату труда и включается в затраты по правилам ст.255 "Расходы на оплату труда" НК РФ;
- определяются расходы на обязательное страхование работников и имущества и включаются в затраты по правилам ст.263 "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества" НК РФ;
- расходы на приобретение нематериальных активов, на ремонт основных средств (в том числе арендованных), арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество включаются в затраты после их фактической оплаты (п.2 ст.346.17 НК РФ);
- все остальные расходы включаются в затраты по правилам ст.264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" НК РФ.
При этом расходы на приобретение основных средств включаются в затраты в особом порядке, который будет рассмотрен ниже.
При внимательном рассмотрении перечня расходов можно сделать вывод о том, что законодателем при его формировании были использованы отдельные положения статей главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ.
При этом обращают на себя внимание некоторые несоответствия.
Так, в составе доходов организации учитываются все внереализационные доходы, предусмотренные ст.250 НК РФ, а из всего перечня предусмотренных ст.265 НК РФ внереализационных расходов в ст.346.16 включено только положение об оплате процентов за пользование заемными средствами.
Как упомянуто выше, п.2 ст.346.16 НК РФ предусмотрены правила, при соблюдении которых расходы уменьшают доходы. Но в перечне статей Налогового кодекса РФ, которые приведены в этом пункте, не упоминается ст.265 "Внереализационные расходы". Таким образом, вопрос о расходах по уплате процентов за пользование заемными средствами оказался неурегулированным.
Из изложенного следует, что ограничения по величине уплачиваемых процентов, предусмотренные ст.265 "Внереализационные расходы" и ст.269 "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам налогоплательщика" НК РФ, при применении упрощенной системы налогообложения не применяются.
Обращает на себя внимание также то, что по непонятным причинам в перечень расходов не включены важные, на наш взгляд, расходы, связанные с нормальной хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей.
Так, не будут учитываться в качестве расходов при исчислении единого налога судебные расходы и арбитражные сборы, а также и расходы в виде признанных или подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств.
Также не будут считаться расходами услуги банков, связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент - банк".
Очень странным выглядит отсутствие в перечне ст.346.16 НК РФ расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, хотя п.2 ст.3 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрено, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, выступающими в качестве работодателей, при осуществлении ими любых видов деятельности.
Совершенно необъяснимым выглядит то, что не предусмотрены расходы организации, использующей труд инвалидов, направленные на обеспечение их социальной защиты, случаях, когда доля инвалидов среди всех работников организации не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
Дело в том, что, как мы уже отметили в начале статьи, организации, уставный капитал которых полностью сформирован из вкладов общественных организаций инвалидов, при таком их численном соотношении со всеми работниками имеют право применять упрощенную систему налогообложения.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Организации имеют право уменьшать доходы на суммы расходов, связанных с приобретением нематериальных активов. Однако не все организации и предприниматели имеют возможность приобрести исключительное право на результат интеллектуальной деятельности единовременно. Это может быть связано и со значительной стоимостью этого права, и с нежеланием правообладателя продать исключительные права полностью.
В этих случаях правообладатель может предоставить право использования принадлежащих ему нематериальных активов другим организациям и предпринимателям путем оформления в соответствии с законодательством лицензионного договора.
Как правило, в этих случаях выплачиваются периодические платежи (роялти), которые организациями, применяющими общепринятую систему налогообложения, включаются в расходы соответствующего отчетного периода и учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп.37 п.1 ст.264 НК РФ).
Организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, лишены этого права, поскольку в перечне расходов ст.346.16 НК РФ таких периодических платежей не предусмотрено.
Есть и еще один неприятный сюрприз, который ожидает организации и предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей (в тех случаях, когда они не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход).
В настоящее время в соответствии с главой 25 НК РФ доходом для организаций оптовой и розничной торговли является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (п.1 ст.249 НК РФ).
При исчислении налога на прибыль полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, которые в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.2 ст.252 НК РФ).
В состав расходов, связанных с производством и реализацией, для организаций торговли включаются расходы по приобретению и реализации товаров (п.1 ст.253 НК РФ).
При реализации покупных товаров доходы уменьшаются на стоимость приобретения данных товаров, которая определяется одним из методов - ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товара, в зависимости от принятой учетной политики (ст.268 НК РФ). Кроме того, доходы уменьшаются на расходы, непосредственно связанные с такой реализацией.
Как видим, порядок уменьшения доходов на расходы, связанные с реализацией покупных товаров, определен статьями 253, 268, 320 НК РФ.
Однако для организаций и предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, этот порядок уменьшения доходов на стоимость приобретенных товаров не предусмотрен.
Дело в том, что, во-первых, в перечне расходов ст.346.16 НК РФ, согласно которому уменьшаются доходы при исчислении единого налога, отсутствует всякое упоминание о стоимости покупных товаров.
Во-вторых, п.2 ст.346.16 НК РФ определено, что расходы принимаются по правилам, предусмотренным статьями 254, 255, 263, 264 НК РФ.
Следовательно, порядок уменьшения доходов на стоимость покупных товаров, определенный статьями 253, 268, 320 НК РФ, для организаций и предпринимателей, переходящих на упрощенную систему, неприменим.
Кроме этого, организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не смогут уменьшать доходы на суммы представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, на расходы, связанные с эксплуатацией информационных систем (СВИФТ, Интернета и иных аналогичных систем), на суммы стоимости услуг по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, юридические, консультационные, маркетинговые услуги, затраты на сертификацию продукции (в том числе и в соответствии с законодательством).
Как видим, наряду с расширением главой 26.2 Налогового кодекса РФ перечня расходов по сравнению с Законом N 222-ФЗ ограничения по составу расходов весьма существенны и в отдельных случаях могут оказать отрицательное влияние на нормальную хозяйственную деятельность организаций и предпринимателей.
Особенности отражения расходов
по приобретенным основным средствам
Особый порядок предусмотрен для включения в расходы стоимости приобретенных основных средств.
Приобретенные начиная с 1 января 2003 г. основные средства, т.е. с момента применения упрощенной системы налогообложения, включаются в расходы в полной сумме в момент ввода их в эксплуатацию. При этом они должны быть обязательно полностью оплаченными.
А вот стоимость основных средств, приобретенных организацией до перехода на упрощенную систему налогообложения, включается в расходы постепенно в зависимости от срока полезного использования, определяемого на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1.
При этом на момент перехода к упрощенной системе налогообложения определяется остаточная стоимость основных средств, которая в течение каждого налогового периода равными долями включается в затраты.
Остаточная стоимость приобретенных и оплаченных на дату перехода основных средств представляет собой разницу между ценой их приобретения и суммой начисленной амортизации по правилам главы 25 НК РФ (подп.2 п.1 ст.346.254 НК РФ). Периоды включения остаточной стоимости основных средств в расходы в зависимости от срока полезного использования приведены в таблице.
Срок полезного использования |
Период применения упрощенной системы (лет) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
До 3 лет | 100% | |||||||||
От 3 до 15 лет включительно |
50% | 30% | 20% | |||||||
Свыше 15 лет | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% | 10% |
Таким образом, десять амортизационных групп, указанных в ст.258 НК РФ, в целях упрощенной системы налогообложения сгруппированы в три.
Рассчитанные в таком порядке затраты на приобретение основных средств, отражаются в расходах, уменьшающих доходы, в последний день отчетного (налогового) периода.
Пример До перехода на упрощенную систему налогообложения организация приобрела учрежденческую АТС первоначальной стоимостью 42 000 руб. По состоянию на 31 декабря 2002 г. сумма амортизации, начисленной и отраженной в затратах при исчислении налога на прибыль за 2002 г., составит 7000 руб.
Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством РФ в соответствии со ст.258 НК РФ, срок полезного использования определен в 6 лет (4-я амортизационная группа).
Переход на упрощенную систему налогообложения производится с 1 января 2003 г.
Остаточная стоимость АТС на момент перехода составит 35 000 руб. (42 000 руб. - 7000 руб.).
Поскольку АТС по сроку полезного использования относится к 4-й амортизационной группе, то ее остаточная стоимость будет учитываться в качестве расхода на приобретение основных средств при исчислении единого налога в течение трех лет в следующем порядке.
1. В целом за 2003 г. в расходах будет учтена сумма 17 500 руб. (35 000 руб. х 50%). Эта сумма равномерно в течение года на последний день каждого отчетного квартала по 4375 руб. (17 500 руб. : 4) будет включаться в расходы.
2. В целом за 2004 г. в расходах будет учтена сумма 10 500 руб. (35 000 руб. x 30%). Эта сумма равномерно в течение года на последний день каждого отчетного квартала по 2625 руб. (10 500 руб. : 4) будет включаться в расходы.
3. В целом за 2005 г. в расходах будет учтена оставшаяся сумма 7000 руб. (35 000руб. х 20%). Эта сумма также равномерно в течение года на последний день каждого отчетного квартала по 1750 руб. (7000 руб. : 4) будет включаться в расходы.
Существует еще одна особенность, связанная с отражением расходов по основным средствам.
Когда организация получила основные средства, но оплата их будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, остаточная стоимость на дату перехода определяется, как было указано выше. Включение ее в расходы будет начинаться с месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена оплата таких основных средств (подп.2 п.1 ст.346.25 НК РФ).
Следующая особенность касается продажи основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость которых, следовательно, включена в расходы в полной сумме в момент ввода их в эксплуатацию.
В этом случае при реализации основных средств ранее трех лет с момента их приобретения налогоплательщик будет обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации, рассчитать и доплатить сумму налога и пени.
Трехгодичный срок установлен для основных средств, имеющих срок полезного использования до 15 лет включительно.
Если срок полезного использования превышает 15 лет, то такое основное средство без пересчета налоговой базы (с доплатой налога и пени) нельзя реализовать в течение 10 лет.
Порядок исчисления и уплаты налога
Как было отмечено, организации и предприниматели могут выбрать объект налогообложения самостоятельно. При выборе объекта обложения доходов единым налогом налоговой базой признается величина доходов (выручка от реализации товаров и внереализационные доходы), а при выборе объекта обложения доходов, уменьшенных на величину расходов, - доходы (выручка от реализации товаров и внереализационные доходы), уменьшенные на расходы.
Независимо от выбранного объекта налогообложения доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения установлен календарный год, а отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.346.19 НК РФ).
Порядок уплаты налога с дохода (выручки)
Напомним, что ставка налога с доходов организаций и предпринимателей установлена в 6%.
По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму квартального авансового платежа.
В соответствии с п.3 ст.346.21 НК РФ расчет производится в следующем порядке.
Размер фактически полученных доходов подсчитывается нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев). Исходя из полученных доходов и ставки налога определяется сумма налога.
Сумма налога, исчисленная за отчетный период, уменьшается на суммы ранее уплаченных авансовых платежей.
Сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет за соответствующий отчетный период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же отчетный период. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Пример За I квартал 2003 г. доход (выручка) организации составил 2 000 000 руб., а за полугодие 2003 г. (нарастающим итогом) - 4 500 000 руб. Сумма авансового платежа по единому налогу, начисленная за I квартал, составила 120 000 руб.
Суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, перечисленные организацией, составили: в I квартале - 70 000 руб., во II квартале - 65 000 руб.
Расчет авансового платежа по итогам полугодия 2003 г. производится в следующем порядке:
1) определяем сумму налога, причитающуюся к уплате, за первое полугодие.
Эта сумма составит 270 000 руб. (4 500 000 руб. х 6%);
2) определяем сумму авансового платежа по единому налогу, причитающегося к доплате, за II квартал 2003 г. Она составит 150 000 руб. (270 000 руб. - 120 000 руб.);
3) уменьшаем сумму налога, исчисленную в п.2 примера, на сумму перечисленных взносов на обязательное пенсионное страхование: 150 000 руб. - 65 000 руб. = 85 000 руб.
Предельная минимальная сумма налога, которая должна быть уплачена в обязательном порядке, составляет 75 000 руб. (150 000 руб. х 50%).
Сопоставляем сумму, причитающуюся к доплате, с предельным размером уменьшения налога. Поскольку фактическая сумма единого налога, причитающаяся к уплате (85 000 руб.), больше, чем предельная минимальная сумма (75 000 руб.), уплате подлежит сумма налога, уменьшенная на всю сумму взносов на пенсионное страхование (85 000 руб.).
В случае если у организации сумма взносов на обязательное пенсионное страхование, перечисленных за II квартал, составила, например, 80 000 руб., то организации следовало уплатить минимальную сумму налога - 75 000 руб. (150 000 руб. - 80 000 руб. = 70 000 руб.).
Доходы, полученные организацией в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка России на дату получения доходов, а доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
Порядок уплаты налога с дохода (выручки), уменьшенного на расходы
Организации и предприниматели, которые выбрали объектом налогообложения доходы (выручку), уменьшенные на суммы расходов, также исчисляют суммы квартальных авансовых платежей по единому налогу.
Доходы и расходы такие налогоплательщики определяют нарастающим итогом с начала года и до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев и календарного года соответственно.
Напомним, что ставка налога для таких налогоплательщиков установлена в размере 15% от суммы дохода, уменьшенного на величину расходов, которые перечислены в ст.346.16 НК РФ.
Можно сказать, что в целом методика исчисления налоговой базы и уплаты авансовых платежей по единому налогу подобна определению налоговой базы при расчете налога на прибыль при общем режиме налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ.
Однако для организаций и предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, введен минимальный налог, который установлен п.6 ст.346.18 НК РФ.
Ставка минимального налога установлена в размере 1% от суммы полученных доходов, т.е. от суммы выручки от реализации товаров и внереализационных доходов.
Минимальный налог уплачивается в случаях, когда единый налог, исчисленный по ставке 15% от суммы полученных доходов, уменьшенных на расходы, меньше, чем сумма минимального налога.
При этом в последующие налоговые периоды организация имеет право включить в расходы сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой единого налога, исчисленного от налоговой базы.
Пример По итогам работы за 2003 г. доход (выручка) организации составил 6 000 000 руб., а сумма расходов, на которые в соответствии со ст.346.16 НК РФ уменьшаются доходы, составила 4 200 000 руб.
Сумма авансовых платежей по единому налогу, начисленных и уплаченных по итогам работы за 9 месяцев 2003 г., составила 90 000 руб.
Расчет налога за 2003 г. будет следующим:
1) определяем налоговую базу за 2003 г.
Она составит 1 800 000 руб. (6 000 000 руб. - 4 200 000 руб.);
2) определяем сумму единого налога, причитающегося к уплате по итогам работы за год. Она составит 270 000 руб. (1 800 000 руб. х 15%);
3) вычисляем сумму минимального налога от суммы дохода за год: 6 000 000 руб. х 1% = 60 000 руб.
Как видим, сумма единого налога (270 000 руб.) больше суммы минимального налога (60 000 руб.). В этом случае уплачивается единый налог;
4) сумма доплаты по единому налогу, причитающаяся к уплате по итогам работы за IV квартал 2003 г. составляет 180 000 руб. (270 000 руб. - 90 000 руб.).
Как видим, минимальный налог применяется в качестве базы для сравнения при исчислении единого налога за налоговый период.
Изменим условия предыдущего примера.
Пример По итогам работы за 2003 г. доход (выручка) организации составил 6 000 000 руб., а сумма расходов, на которые в соответствии со ст.346.16 НК РФ уменьшаются доходы, составила 5 650 000 руб.
Сумма авансовых платежей по единому налогу, начисленных и уплаченных по итогам работы за 9 месяцев 2003 г., составила 45 000 руб.
В этом случае расчет налога за 2003 г. будет следующим:
1) определяем налоговую базу за 2003 г.;
Она составит 350 000 руб. (6 000 000 руб. - 5 650 000 руб.).
2) определяем сумму единого налога, причитающегося к уплате, по итогам работы за год: 350 000 руб. х 15% = 52 500 руб.;
3) вычисляем сумму минимального налога от суммы дохода за год: 6 000 000 руб. х 1% = 60 000 руб.
Как видим, сумма единого налога (52 500 руб.) меньше суммы минимального налога (60 000 руб.);
4) в этом случае доплата налога по итогам года производится исходя из суммы рассчитанного минимального налога: 60 000 руб. - 45 000 руб. = 15 000 руб.
Поскольку уплата налога произведена исходя из расчетной суммы минимального налога, организация имеет право включить в расходы 2004 г. сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой единого налога, исчисленного от налоговой базы. В нашем примере эта разница составляет 7500 руб. (60 000 руб. - 52 500 руб.)
Однако на сегодня остается открытым вопрос о том, следует ли уплачивать минимальный налог в случаях, если за какой-либо отчетный период (например, полугодие) сумма единого налога будет меньше, чем сумма минимального налога.
По нашему мнению, минимальный налог следует уплачивать только в том случае, если при исчислении единого налога по итогам работы в целом за год его сумма будет меньше, чем сумма минимального налога.
Этот вывод основан на формулировке п.6 ст.346.18 НК РФ о том, что минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Подчеркнем, что в данном случае речь идет об исчислении налога.
В соответствии с п.7 ст.346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода (т.е. года), уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.
Все остальные платежи по единому налогу по итогам каждого отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев) представляют собой авансовые платежи по налогу.
Организации и предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась упрощенная система налогообложения.
Под убытком в целях применения упрощенной системы налогообложения понимается превышение сумм расходов (перечень и правила признания которых указаны в ст.346.16 НК РФ) над доходами.
Причем сумма разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой единого налога, исчисленного от налоговой базы, может увеличивать сумму убытка.
Однако убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%, но оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Особенностью порядка покрытия убытков является то, что убыток, полученный при исчислении налога на прибыль по правилам главы 25 НК РФ до перехода на упрощенную систему налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Аналогичным образом убыток, образовавшийся при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при возврате к общему режиму налогообложения.
Авансовые платежи по единому налогу за соответствующий квартал и организации, и предприниматели уплачивают не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом. Таким образом, налог, причитающийся к уплате по итогам, например, первого полугодия подлежит уплате не позднее 25 июля.
Однако сроки уплаты налога по истечении налогового периода (года) для организаций и предпринимателей различны.
Организации уплачивают единый налог по итогам налогового периода в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а для предпринимателей этот срок продлен до 30 апреля.
В такие же сроки организации и предприниматели подают налоговые декларации в налоговые органы по месту своей регистрации. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются МНС России.
Порядок пересчета налоговой базы при применении
упрощенной системы налогообложения
Пересчет налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения делают организации, применявшие метод начисления при уплате налога на прибыль. При этом согласно ст.346.25 НК РФ организации должны выполнить ряд правил.
Как было отмечено ранее, упрощенная система налогообложения регулирует только вопросы исчисления и уплаты единого налога. Поэтому пересчет налоговой базы при переходе производится на основании данных налогового учета, который ведут налогоплательщики при исчислении налога на прибыль методом начисления в соответствии со статьями 313, 314 НК РФ.
Поскольку при упрощенной системе доходы и расходы учитываются кассовым методом, организации на дату перехода должны включить в состав доходов суммы, полученные при применении общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых будет произведено после перехода на упрощенную систему налогообложения. Фактически это означает, что авансовые платежи, которые не учитывались при определении дохода при методе начисления на дату перехода к упрощенной системе, должны быть включены в налоговую базу.
Денежные средства, полученные организацией после перехода на упрощенную систему, не включаются в налоговую базу, если при исчислении налога на прибыль по правилам главы 25 НК РФ эти суммы уже были учтены в доходах. Аналогичным образом денежные средства, уплаченные организацией после перехода на упрощенную систему, не уменьшают налоговую базу, если при исчислении налога на прибыль до перехода к упрощенной системе эти суммы уже были включены в состав расходов.
Когда оплата и получение, например, сырья или материалов произведены до перехода на упрощенную систему, а списание их в производство происходит после перехода, такие расходы уменьшают налоговую базу на дату списания в производство.
Соответственно если получение сырья или материалов произошло до перехода, списание их в производство произошло до оплаты, но после перехода, то в этом случае уменьшение налоговой базы производится на дату их оплаты. Однако при внимательном прочтении подп.1 п.1 ст.346.25 НК РФ обнаруживается пробел, допущенный законодателем.
В названном подпункте указано, что в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в оплату по договорам, исполнение которых произойдет после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Как известно, доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления, при определении налоговой базы не учитываются (подп.1 п.1 ст.251 НК РФ).
Следовательно, организация, которая переходит на упрощенную систему, может иметь суммы предварительной оплаты, полученные в виде имущества, отличного от денежных средств. Основываясь буквально на тексте подп.1 п.1 ст.346.25 НК РФ, такая организация может не включать в налоговую базу суммы предварительной оплаты, полученные неденежными средствами при переходе к упрощенной системе.
По нашему мнению, этот пробел в законодательстве будет устранен.
При переходе к общему режиму налогообложения в случаях добровольного отказа от применения упрощенной системы или утраты права на ее применение организации должны учитывать следующие правила.
В налоговую базу не включаются денежные средства, которые получены уже после перехода на общий режим налогообложения, но в том случае, если эти суммы были ранее включены в доходы при применении упрощенной системы налогообложения.
Расходы, фактически осуществленные после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, уменьшающими налоговую базу, на дату их осуществления независимо от даты их оплаты.
При возврате к общему режиму налогообложения предусмотрены особые правила расчета остаточной стоимости основных средств.
Для отражения в налоговом учете общего режима налогообложения остаточной стоимости основных средств необходимо на дату перехода рассчитать сумму амортизации по правилам статей 256-259 НК РФ за весь период применения упрощенной системы налогообложения.
Далее определяется остаточная стоимость основных средств, которая представляет собой разницу между стоимостью их приобретения и суммой начисленной амортизации (по правилам статей 256-259 НК РФ). Именно эта остаточная стоимость будет в дальнейшем учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
После этого необходимо сравнить сумму расходов на приобретение основных средств, на которую были уменьшены доходы при исчислении единого налога, с суммой начисленной амортизации. Если сумма расходов будет больше, чем сумма рассчитанной амортизации, то эта разница подлежит зачислению в состав доходов при исчислении налога на прибыль по правилам главы 25 НК РФ.
В заключение рассмотрим вопросы, связанные с налоговым и бухгалтерским учетом, ведущимся в организациях и у предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
Налоговому учету посвящена ст.346.24 НК РФ, которой на организации и предпринимателей возлагается обязанность ведения учета показателей своей деятельности.
Показатели, необходимые для определения налоговой базы и сумм единого налога, должны отражаться в книге учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.
При этом п.4 ст.346.11 НК РФ определено, что для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Действующий Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40 (письмо ЦБ РФ от 04.10.93 N 18).
О ведении бухгалтерского учета и представлении бухгалтерской отчетности необходимо сказать следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что этот Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации. При этом для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрено ведение учета доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, подп.4 п.1 ст.23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Состав бухгалтерской отчетности определен п.2 ст.13 Закона N 129-ФЗ, а формы отчетности и инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России (п.3 ст.13 Закона N 129-ФЗ, п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н).
Следовательно, организации, которые перейдут на упрощенную систему налогообложения, должны будут продолжать вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством.
Обратим внимание на то, что организации, применявшие упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом N 222-ФЗ, будут вынуждены в любом случае возобновить ведение бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 129-ФЗ, Положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными Минфином России, и другими законодательными актами, регулирующими бухгалтерский учет, как в случае продолжения применения упрощенной системы налогообложения по правилам главы 26.2 НК РФ, так и в случае перехода к общему режиму налогообложения.
Кроме того, они должны будут представлять в налоговые органы и бухгалтерскую отчетность в том же составе, что и другие организации.
Это связано с тем, что Закон N 222-ФЗ, предоставлявший право организациям, применявшим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, оформлять первичные документы бухгалтерской отчетности и вести книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и без соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н), утрачивает силу с 1 января 2003 г.
Вступающая в силу с 1 января 2003 г. глава 26.2 Налогового кодекса РФ регулирует только вопросы налогообложения.
Следовательно, с отменой Закона N 222-ФЗ перестанут действовать и все ранее предоставленные организациям права на применение упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, начиная с 1 января 2003 г. все организации (независимо от применяемых режимов налогообложения) должны будут вести бухгалтерский учет в полном объеме и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.
И. Чвыков,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 11, ноябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".