Порядок информирования и консультирования по вопросам
таможенно-тарифного регулирования участников внешнеэкономической
деятельности
Порядок консультирования участников внешнеэкономической деятельности по таможенным вопросам закреплен в ст.387-392 Таможенного кодекса Российской Федерации и в приказе ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318 (далее - приказ ГТК РФ). Обеспечение информацией и консультирование включают в себя: предоставление информации о причинах принятого решения, действия или бездействия; опубликование правовых актов; предоставление информации о действующих правовых актах; предоставление текстов правовых актов; консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Актуальность вопросов, связанных с порядком консультирования и информирования участников внешнеэкономической деятельности по проблематике таможенно-тарифного регулирования, обусловлена рядом особенностей нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы. К таким особенностям, в частности, относятся недостаточно высокий уровень систематизации (соответствующие правовые нормы часто изменяются и рассредоточены по многим правовым актам) и значительный удельный вес подзаконных актов, в основном издаваемых ГТК РФ.
Важной особенностью нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования в России является и то, что она отводит значительные дискреционные полномочия должностным лицам таможенных органов, которые реализуются ими по собственному усмотрению. Юридической гарантией защиты как юридических, так и физических лиц от возможного проявления административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов выступает норма, закрепленная в ч.1 ст.387 Таможенного кодекса РФ: "Лицо, в отношении которого принято решение таможенным органом РФ, совершено действие должностным лицом таможенного органа РФ, а также лицо, в отношении которого решение не принято или требуемое действие не совершено в течение трехмесячного срока, вправе обратиться в этот таможенный орган в двухмесячный срок со дня принятия решения, совершения действия либо истечения срока их принятия или совершения с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально". То есть все решения должностных лиц таможенных органов, их действия или бездействие должны быть мотивированными.
Для лица, в отношении которого принято решение таможенным органом, совершено действие должностным лицом таможенного органа, а также в отношении которого решение не принято или требуемое действие не совершено в течение трехмесячного срока*(1), существует право обратиться в этот таможенный орган*(2) с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права, свободы и законные интересы данного лица непосредственно и индивидуально.
Физические лица могут обращаться с коллективными запросами, если указанные решения, действия или бездействие затрагивают непосредственно и индивидуально права, свободы и законные интересы каждого члена коллектива.
Запрос должен быть подан в двухмесячный срок со дня принятия решения, совершения действия либо истечения срока их принятия или совершения. Отметим, что запрос, поданный по истечении указанных сроков, таможенным органом не рассматривается, а пропущенные сроки не восстанавливаются (данная норма закреплена в п.2.3 Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденного приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318; далее - Положение).
Если запрос пересылается почтой, то днем его подачи считается дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления данного запроса. В иных случаях днем подачи письменного запроса является день его получения таможенным органом.
Форма запроса может быть устной или письменной. Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или руководителем (заместителем руководителя) предприятия, учреждения или организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя и его заместителя - и должности) и содержать данные соответственно о месте жительства физического лица или месте нахождения предприятия, учреждения или организации. В случае несоблюдения этих требований запрос не рассматривается.
Запрос должен быть рассмотрен не позднее чем в месячный срок со дня его получения, а если возникает необходимость предоставления дополнительных документов и сведений, то указанный срок исчисляется со дня получения от лица, подавшего запрос, последнего затребованного документа (информации, материалов).
В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи.
Важным для участников внешнеэкономической деятельности является следующий момент: подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых подан запрос (п.2.15 Положения).
Информация о причинах принятого решения, действия или бездействия предоставляется бесплатно. Также должностные лица таможенных органов консультируют всех заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела, в том числе и по вопросам таможенно-тарифного регулирования*(3).
Таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения системы ГТК России также могут давать консультации по таможенным вопросам, но только в пределах своей компетенции (п.3 приказа ГТК РФ).
Консультирование может производиться в устной или письменной форме*(4). Оно осуществляется путем ответа на вопросы, поставленные заинтересованным лицом либо его представителем. Письменный ответ дается только при подаче вопроса в письменной форме, а вот устный ответ может быть дан по выбору заинтересованного лица или его представителя при подаче как устного, так и письменного вопроса.
Чтобы получить консультацию, заинтересованное лицо должно подать заявку, в которой указывается:
- количество и краткое содержание вопросов;
- форма консультации (устная или письменная);
- сроки получения консультации;
- объем консультации;
- сведения о платежном документе, которым подтверждается оплата услуг по консультированию.
В заявке могут указываться и другие дополнительные сведения по усмотрению заявителя. Форма заявки, которую подает заинтересованное лицо для получения устной консультации при разовом обращении в таможенный орган, приведена в приложении 5 к приказу ГТК РФ.
Для консультирования таможенные органы вправе устанавливать определенные дни и часы, но общий объем времени, отведенного для этого, не может быть менее 40 часов в течение недели, а в таможенных органах, штатная численность сотрудников которых не превышает 100 единиц, - 10 часов в течение недели.
Устные консультации оказываются в порядке очередности в пределах отведенного для консультирования времени. Срочные устные консультации оказываются без соблюдения общей очередности и без учета отведенного для консультирования времени (в том числе вне времени работы таможенного органа), как правило, в течение дня обращения за консультацией. В случае необходимости любые консультации могут проводиться вне времени работы таможенного органа.
Консультации в письменной форме должностным лицом таможенного органа предоставляется не позднее 30 дней со дня получения заявки и вопросов, а срочные письменные консультации предоставляются по выбору заинтересованного лица в течение одного рабочего дня, 3 рабочих, 7, 14 либо 21 дня.
Консультации могут предоставляться по договору об абонементном обслуживании. Для этого заинтересованное лицо должно обратиться с просьбой к ГТК РФ, региональному таможенному управлению, отдельным таможням, определяемым региональными таможенными управлениями. Исходя из сферы деятельности таможни с учетом ее готовности к оказанию такой услуги, будет приниматься решение о абонементном обслуживании. Важной отличительной чертой такого обслуживания для участников внешнеэкономической деятельности является то, что консультации по договору об абонементном обслуживании оказываются в приоритетном порядке. Предельное число консультаций по договору об абонементном обслуживании, их общая продолжительность либо предельное количество страниц письменных ответов, а также срок предоставления консультаций определяются этим договором (примерная форма такого договора приведена в приложении 6 к приказу ГТК РФ).
При получении консультаций заинтересованное лицо должно помнить, что должностное лицо таможенного органа не вправе:
1) давать консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;
2) вносить изменения и дополнения в предоставленные заинтересованными лицами документы;
3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;
4) давать сведения, не подлежащие разглашению, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности таможенных органов;
5) давать консультации по вопросам, связанным с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности, в том числе с обжалованием лицом постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил;
6) давать консультации по вопросам, связанным с обжалованием лицом решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц*(5);
7) давать консультации по вопросам рассматриваемого судебным органом дела, в котором таможенный орган или его должностное лицо является стороной.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что консультации, даваемые должностными лицами таможенных органов, как правило, не касаются правоохранительной деятельности таможни.
Участникам внешнеэкономической деятельности важно знать, что сведения, предоставленные должностными лицами таможенных органов при консультировании, не могут служить основанием для принятия какого-либо решения либо совершения какого-либо действия должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, осуществляющим таможенный контроль либо выполняющим иную функцию, возложенную на таможенные органы.
За оказание консультации взимается плата. Размеры платы и дополнительного возмещения зависят от формы консультации (устная или письменная), объема консультации (продолжительность устной консультации, количество страниц в письменном ответе), срока оказания консультации (обычная или срочная устная консультация, письменный ответ в течение 1, 3, 7, 14, 21 дня или не позднее 30дней), времени оказания устной консультации (во время или вне времени работы таможенного органа), способа передачи текста письменного ответа заинтересованному лицу.
Размер платы не зависит от предмета и сложности вопроса, а также лица, желающего получить консультацию, за исключением случаев уменьшения размера платы и освобождения от нее при оказании консультации об обязанностях лица, определенных неопубликованным правовым актом, а также в других случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК РФ. Размеры платы за консультирование приведены в приложении 1 к приказу ГТК РФ.
При расчете таможенных платежей участники внешнеэкономической деятельности часто сталкиваются с проблемой получения информации о правовых актах, касающихся таможенно-тарифного регулирования. Эта проблема возникает и в связи с частыми изменениями, происходящими в нормативно-правовой базе по данным вопросам. Такую информацию о действующих правовых актах предоставляет любой таможенный орган, в который обратилось заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда:
1) у данного таможенного органа отсутствует информация о запрашиваемом правовом акте;
2) запрашивается информация о правовом акте, изданном нижестоящим таможенным органом.
Заинтересованным лицам не может быть предоставлена:
- информация об актах, не подлежащих в соответствии с законодательством РФ опубликованию (с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Секретно", "Для служебного пользования", "Не для печати"), предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- информация об актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется только этому лицу, за исключением случаев, когда упоминание о конкретном лице не может в силу одного этого факта нанести ущерб правам, свободам и законным интересам этого лица;
- информация об актах, регулирующих отношения в системе таможенных органов РФ, отношения с подведомственными ГТК РФ предприятиями, учреждениями и организациями, касающихся прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов (за исключением прав и обязанностей в отношении лиц, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию таможенных органов), прав и обязанностей иных работников системы ГТК РФ, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы заинтересованного лица.
Бесплатно предоставляется информация о действующих опубликованных правовых актах (название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован). Если нужно получить информацию об опубликованных правовых актах в большем объеме, а также информацию об опубликованных правовых актах, утративших силу, в том числе о факте прекращения их применения, то такая информация будет рассматриваться как консультация по вопросам таможенного дела.
Информация о неопубликованных правовых актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы лица, предоставляется по его запросу бесплатно в объеме, имеющем прямое отношение к таким правам, свободам и интересам. В иных случаях информация предоставляется как консультация по вопросам таможенного дела.
Участникам внешнеэкономической деятельности для правильных действий и принятия верных решений часто бывает необходимо ознакомиться с текстами нормативно-правовых актов, касающихся таможенно-тарифного регулирования. Таможенными органами должны предоставляться: тексты опубликованных или подлежащих опубликованию правовых актов; тексты неопубликованных правовых актов и правовых актов, опубликование которых не требуется; выписки из текстов правовых актов, не подлежащих опубликованию (с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати").
Порядок предоставления текстов неопубликованных правовых актов, кроме актов с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати", предоставляются в порядке, закрепленном в п.5.8 Положения.
Тексты правовых актов предоставляются таможенными органами за плату, размеры которой приводятся в приложении 1 к приказу ГТК РФ. Размер платы не зависит от характера содержащихся в тексте правового акта положений, а также от лица, желающего получить этот текст, за исключением случаев уменьшения размера платы и освобождения от нее (бесплатно предоставляются выписки из неопубликованного правового акта, определяющего обязанности лица, а также из некоторых других видов правовых документов, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК РФ).
Для получения текстов правовых актов заинтересованное лицо должно подать в любой таможенный орган заявку, составленную по форме, которая приводится в приложении 2 к приказу ГТК РФ.
Таможенные органы и таможенные учреждения (таможенные лаборатории, научно-исследовательские и учебные заведения системы ГТК РФ) несут ответственность, предусмотренную гражданским и иным законодательством РФ, за достоверность информации, предоставляемой заинтересованным лицам в порядке консультирования по таможенным вопросам. Но таможенные органы не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля, равно как и за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не являющимися должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на консультирование. Особое внимание обратим на то, что независимо от полученной консультации всю ответственность перед таможенными органами за достоверность сведений в таможенной декларации и документах, необходимых для таможенных целей, несет декларант (п.6.12 Положения).
Т.Н. Трошкина,
кандидат юридических наук, начальник отдела
общих проблем социальных выплат, льгот и компенсаций
Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", N 11/12, ноябрь-декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Трехмесячный срок в случае бездействия исчисляется со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом просьбы о принятии решения или совершении действия. В качестве такой просьбы рассматривается также подача лицом таможенной декларации или совершение им иных действий, которые должны повлечь принятие таможенным органом решения или совершение его должностным лицом действия в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
*(2) Если лицом направляется письменный запрос в таможенный орган иной, чем тот, которым принято решение или должностным лицом которого совершено действие либо решение не принято или требуемое действие не совершено, указанный таможенный орган направляет такой запрос не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом лицо, подавшее запрос.
*(3) Консультирование в таможенных органах осуществляется сотрудниками юридических служб, включая Правовое управление ГТК России. При этом консультации оказываются уполномоченными сотрудниками юридической службы. Начальник таможенного органа, исходя из укомплектованности юридической службы, стажа работы ее сотрудников и тому подобных обстоятельств, вправе привлекать для оказания консультаций сотрудников других подразделений таможенного органа. Возложение обязанности оказания консультаций производится с согласия сотрудника и оформляется правовым актом таможенного органа.
*(4) Устный ответ с последующим письменным ответом рассматриваются в качестве двух раздельных консультаций.
*(5) В данной ситуации заинтересованному лицу следует обращаться в юридическую консультацию, адвокатское бюро, организацию, имеющую лицензию на оказание юридических услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок информирования и консультирования по вопросам таможенно-тарифного регулирования участников внешнеэкономической деятельности
Автор
Т.Н. Трошкина - кандидат юридических наук, начальник отдела общих проблем социальных выплат, льгот и компенсаций Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", 2002, N 11/12