Правовая основа определения прожиточного минимума в России
Официальный статус прожиточного минимума, как норматива, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, был установлен Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации".
Минимальные потребительские бюджеты должны были стать методом оценки и прогнозирования стоимости жизни как в целом по стране, так и в ее субъектах, а также служить инструментом регулирования доходов различных слоев и групп населения.
Согласно Указу определять уровень прожиточного минимума предполагалось в период преодоления кризисного состояния экономики, а в перспективе в качестве критерия малообеспеченности использовать минимальный потребительский бюджет, учитывающий основные материальные и духовные потребности на социально приемлемом уровне.
Между тем негативные явления в экономике с течением времени только усугублялись, из-за чего основным показателем, отражающим уровень жизни населения, оставался и остается бюджет прожиточного минимума.
Министерством труда 10 ноября 1992 г. были утверждены Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам РФ, где прожиточный минимум определялся как показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Бюджет прожиточного минимума представлял собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств.
Структура бюджета прожиточного минимума была определена на основе статистических данных о фактической структуре расходов домохозяйств с самыми низкими доходами, в соответствии с которыми доля продуктов питания составила 68,3% прожиточного минимума, непродовольственных товаров - 19,1, услуг - 7,4, налогов - 5,2% прожиточного минимума*(1).
Величина прожиточного минимума определялась путем суммирования стоимости минимального набора продуктов питания и соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов.
Прожиточный минимум рассчитывался в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, подростков - 7-15 лет, трудоспособных граждан и пенсионеров, что позволило проводить расчеты прожиточного минимума практически для любых типов семей.
С целью учета природно-климатических условий, национальных традиций потребления в субъектах РФ было выделено восемь природно-климатических зон с примерно одинаковыми условиями жизни населения, для каждой из которых были определены свои минимальные наборы продуктов питания и общая структура прожиточного минимума.
Прожиточный минимум, рассчитываемый как в целом по стране, так и по регионам, определялся путем стоимостной оценки по каждой группе продуктового набора в средних ценах покупки, определяемых по данным статистики бюджетных обследований. В отдельных регионах использовались также данные регистрации цен, фиксируемые органами статистики.
Методикой расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. N 61 и согласованной с Минтрудом России, Минэкономики России и Минсоцзащиты России, набор продуктов питания, лежащий в основе расчетов прожиточного минимума, был ограничен списком "малой товарной группы" из 25 "товаров-представителей". Кроме того, в соответствии с данной методикой стоимостная оценка расходов на непродовольственные товары и платные услуги корректировалась на соответствующие субиндексы потребительских цен. В результате такого изменения структура расходов стала производной от составляющих прожиточный минимум абсолютных расходов на продукты питания, непродовольственные товары, платные услуги и налоги населения.
Изменение порядка определения прожиточного минимума на федеральном уровне привело к тому, что органы исполнительной власти в субъектах, которым Указом Президента РФ "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" рекомендовано исчислять региональные уровни прожиточного минимума, оказались в довольно затруднительном положении. С одной стороны, никто не отменял методику Минтруда России 1992 г., с другой - Госкомстат России предложил иную методику расчета величины прожиточного минимума. В результате субъекты РФ определяли величину прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей, опираясь кто на методику Минтруда России, кто на методику Госкомстата России.
Это привело к несопоставимости данных о величине прожиточного минимума в субъектах РФ, и, как следствие, изучение, прогнозирование и регулирование уровня региональной дифференциации стоимости жизни стало невозможным.
Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлена качественно новая правовая основа для определения прожиточного минимума в целом по РФ и в субъектах РФ, его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения. В соответствии с ним величина прожиточного минимума, определяемая в целом по стране, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Потребительская корзина, определенная как минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в целом по РФ устанавливается федеральным законом, в субъектах - соответствующими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Прожиточный минимум, являющийся стоимостной оценкой потребительской корзины с прибавлением обязательных платежей и сборов, в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах - органами исполнительной власти субъектов РФ.
В целях реализации Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в течение четырех лет после его принятия усилиями ряда федеральных министерств и ведомств, а также научно-исследовательских институтов велась кропотливая работа по созданию необходимой нормативной правовой базы.
Первым шагом в этой работе было принятие постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 214 "О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ". В соответствии с утвержденным порядком головной организацией по разработке принципов и порядка формирования минимального набора продуктов питания являлся Минздрав России, минимального набора непродовольственных товаров - Минторг России, минимального набора услуг - Госстрой России.
Общую координацию по разработке методических рекомендаций осуществлял Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием общероссийских объединений профсоюзов.
Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192, были призваны обеспечить единый методологический подход к разработке потребительской корзины как в целом по стране, так и в субъектах с учетом особенностей каждого из них.
Потребительская корзина для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) определяется на основе минимальных наборов продуктов питания, минимального гардероба одежды, набора предметов индивидуального и общесемейного пользования, а также минимальных социальных нормативов оплачиваемых услуг.
Принципиальное отличие нового подхода к формированию потребительской корзины состоит в том, что состав и объем непродовольственных товаров и платных услуг, входящих в потребительскую корзину, определяются методом прямого счета, тогда как в Методических рекомендациях по расчетам прожиточного минимума по регионам РФ, разработанных Минтрудом России в 1992 г., объемы потребления непродовольственных товаров и услуг были определены в виде доли в структуре расходов бюджета прожиточного минимума.
Для обеспечения единства в разработке региональных потребительских корзин все субъекты Федерации были распределены по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Так, по продуктам питания было сформировано 16 зон, по непродовольственным товарам и услугам - три зоны, для каждой из которых были разработаны отдельные рекомендуемые минимальные наборы.
На основе новых Методических рекомендаций была разработана федеральная потребительская корзина, которая в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была установлена Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Потребительская корзина представляет собой объем годового потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в расчете на одного человека, выраженный в натуральных показателях.
Данным Законом установлена правовая основа определения потребительской корзины только для РФ в целом.
В целях создания основы для установления потребительских корзин в регионах, учитывающей требования Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", было принято постановление Правительства РФ от 5 июля 2000 г. N 494 "Об экспертизе проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ". Этим постановлением определен круг министерств и ведомств задействованных в проведении экспертизы.
В развитие этого постановления Правительства РФ постановлением Минтруда России от 15 августа 2000 г. N 58 было утверждено Положение о порядке проведения экспертизы проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ.
Для проведения экспертизы при Минтруде России была создана Комиссия (приказ Минтруда России от 25 августа 2000 г. N 214), в состав которой вошли представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, разрабатывавших принципы и порядок формирования минимальных наборов товаров и услуг потребительской корзины согласно постановлению Правительства РФ "О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации".
Основными целями экспертизы проектов потребительской корзины были:
- комплексная оценка обоснованности разработанных субъектами Российской Федерации минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом природно-климатических условий и национальных традиций, реализация единых подходов к формированию потребительских корзин в регионах;
- выявление соответствия проектов потребительской корзины, представленных субъектами РФ, общим принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также примерным минимальным наборам, предусмотренным методическими рекомендациями.
Экспертиза проводилась дифференцированно по разделам потребительской корзины. Так, экспертизу минимального набора продуктов питания осуществлял Минздрав России, минимального набора непродовольственных товаров - Минэкономразвития России, минимального набора услуг - Госстрой России. Общую координацию по экспертизе проектов потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений указанных федеральных органов исполнительной власти и подготовку сводного заключения осуществлял Минтруд России.
В период с ноября 2000 г. до конца 2001 г. экспертизу проекта потребительской корзины прошли все 89 субъектов РФ.
Анализ материалов, представленных в Комиссию по экспертизе, показал, что проекты потребительской корзины субъектов Федерации в основном соответствуют принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предусмотренных новыми методическими рекомендациями.
Вместе с тем Комиссией по экспертизе были даны замечания по проектам потребительской корзины отдельных регионов, часть которых прошла экспертизу повторно, другие учитывали замечания при подготовке материалов к внесению в законодательный орган субъекта Федерации.
В результате проведения экспертизы стало возможным осуществить контроль соблюдения принципа методологического единства подходов к формированию потребительской корзины в регионах и, как следствие, обеспечить сопоставимость данных о величине прожиточного минимума по регионам РФ.
Проведение экспертизы проектов потребительской корзины создало правовую основу для законодательного установления потребительской корзины в регионах и принятия нормативных правовых актов для определения величины прожиточного минимума в субъектах РФ.
Принятие нормативных актов об установлении потребительской корзины и утверждение величины прожиточного минимума осуществляются в регионах довольно медленными темпами, в основном из-за того, что установление величины прожиточного минимума в регионах предусматривает вступление в силу норм ряда федеральных законов, реализация которых потребует дополнительных финансовых расходов. Это относится к федеральным законам: "О государственной социальной помощи", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части установления общих условий предоставления ежемесячного пособия на ребенка) и "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в части выплаты пособия по безработице).
В соответствии со ст.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
В последние годы в регионах идет отработка правовых, методических и организационных механизмов адресной социальной помощи. Во многих субъектах РФ социальная помощь малоимущим оказывается регулярно. В основном она осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля средств федерального бюджета в финансировании оказания государственной социальной помощи в регионах крайне мала.
Утверждение прожиточного минимума непосредственно связано с проблемой межбюджетных отношений, касающихся распределения средств из федерального бюджета, направляемых для поддержки регионов. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи в региональном разрезе, изменяются с учетом социально-экономической дифференциации страны в зависимости от бюджетных возможностей территорий, сложившегося уровня жизни, численности лиц с доходами ниже прожиточного минимума и других факторов.
В настоящее время намечается усовершенствовать предоставление малоимущим гражданам государственной социальной помощи и внести соответствующие изменения в действующее законодательство, и прежде всего в части разграничения полномочий, прав и ответственности в сфере предоставления социальной помощи между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Нормативные правовые акты об установлении потребительской корзины на сегодняшний день приняты в 78 регионах, величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" утверждена в 67 регионах.
В IV квартале 2001 г. самый высокий прожиточный минимум в среднем на душу населения был отмечен в Корякском автономном округе - 3 590 руб., что почти в 2,3 раза выше среднероссийского уровня.
На федеральном уровне величина прожиточного минимума рассчитывается на основании Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденной постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34 (с изм. и доп. от 12 марта 2001 г. N 24/19). Данная Методика была рекомендована органам исполнительной власти по труду и социальной защите населения субъектов Федерации в качестве ориентира при создании своей методики исчисления прожиточного минимума.
В соответствии с ней стоимостная оценка потребительской корзины осуществляется, исходя из минимальных объемов потребления товаров и услуг и данных Госкомстата России об уровне цен на эти товары и услуги.
Кроме стоимости потребительской корзины, в прожиточный минимум включается величина обязательных платежей и сборов, определяемая только для трудоспособного населения на основании действующего законодательства о налогообложении физических лиц.
В результате перехода в 2000 г. на новый порядок определения прожиточного минимума, увеличивший натуральный объем потребительской корзины, величина прожиточного минимума в целом по стране превысила размер аналогичного показателя, рассчитанного по Методике Минтруда России 1992 г., в среднем на душу населения - на 15%; для пенсионеров - на 25, для детей - на 20, для трудоспособного населения - приблизительно на 12%.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ ежеквартально устанавливается постановлением Правительства РФ.
Завершившаяся на федеральном уровне работа по формированию правовой основы установления прожиточного минимума в целом по стране и в регионах - один из первых шагов на пути решения вопросов, связанных с повышением уровня жизни населения.
В перспективе, при условии существенного развития экономики и роста благосостояния населения, возможно использование других, более упрощенных и социально приемлемых способов оценки стоимости жизни и обоснования минимальных денежных доходов населения.
В настоящее же время главная задача государственной социальной политики - повышение денежных доходов трети всего населения страны до уровня прожиточного минимума.
Таблица
Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации
в 2000 - 2002 гг., руб. в месяц
В среднем на душу населения |
Трудоспособное население |
Пенсионеры | Дети | |
2000 г. | ||||
I квартал | 1138 | 1232 | 851 | 1161 |
II квартал | 1185 | 1290 | 894 | 1182 |
III квартал | 1234 | 1350 | 930 | 1218 |
IV квартал | 1285 | 1406 | 962 | 1272 |
Год | 1210 | 1320 | 909 | 1208 |
2001 г. | ||||
I квартал | 1396 | 1513 | 1064 | 1405 |
II квартал | 1507 | 1635 | 1153 | 1507 |
III квартал | 1524 | 1658 | 1163 | 1514 |
IV квартал | 1574 | 1711 | 1197 | 1570 |
Год | 1500 | 1629 | 1144 | 1499 |
2002 г. | ||||
I квартал | 1719 | 1865 | 1313 | 1722 |
II квартал | 1804 | 1960 | 1383 | 1795 |
А.А. Шибаев,
ведущий специалист Департамента доходов населения
и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", N 11/12, ноябрь-декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Такая структура прожиточного минимума определена в среднем на душу населения в целом по стране.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовая основа определения прожиточного минимума в России
Автор
А.А. Шибаев - ведущий специалист Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", 2002, N 11/12