Административная ответственность за нарушение
налогового законодательства
Субъектами ответственности за нарушения законодательства в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предпринимательской деятельности, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, могут быть не только юридические лица, но и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также иные лица.
В соответствии с ч.1 ст.2.4 Кодекса "Административная ответственность должностных лиц" к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей. Должностные обязанности вышеуказанных лиц могут быть установлены непосредственно в должностных инструкциях либо в соответствующих приказах и иных ведомственных локальных документах предприятия, трудовых договорах.
В круг должностных обязанностей лиц может входить выполнение следующих обязанностей: надлежащее ведение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций, своевременное представление сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, своевременное представление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, своевременное исполнение обязанностей по исполнению поручений о перечислении налога или сбора (взноса), соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности и т.д.
Следует отметить, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, согласно ст.6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", несет прежде всего руководитель организации. При этом, согласно ст.7 данного Закона, главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики организации, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер в своей деятельности подчиняется непосредственно руководителю организации. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты главным бухгалтером к исполнению только по письменному распоряжению руководителя организации, на которого возлагается вся полнота ответственности за последствия осуществления таких операций.
Практика налоговых органов при рассмотрении дел об административных налоговых правонарушениях свидетельствует о необоснованном применении административного законодательства и привлечении учредителей (участников) юридических лиц к административной ответственности за совершение налоговых правонарушений. В случае возникновения указанных ситуаций следует исходить из следующего.
В соответствии со ст.56 Гражданского кодекса РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Юридическое лицо участвует в гражданском обороте посредством действий своих органов, а именно руководителя юридического лица. В связи с чем административная ответственность за нарушения налогового законодательства может применяться только к должностным лицам организации.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает и иные случаи привлечения других лиц к административной ответственности.
Так, наряду с должностными лицами хозяйствующих субъектов к ответственности могут быть привлечены и другие работники.
Согласно примечанию к ст.2.4 Кодекса, лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
К субъектам, к которым могут быть применены меры наказания за совершение административных правонарушений, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не раскрывает и не дает определения физического лица, а именно индивидуального предпринимателя.
Поскольку вопросы определения предпринимательской деятельности, а также круга лиц, которые могут ими признаваться (индивидуальными предпринимателями), регламентируются Налоговым кодексом РФ, то для определения физического лица - индивидуального предпринимателя, а также юридического лица необходимо и возможно использовать институты, понятия и термины, которые даны в ст.11 Налогового кодекса РФ.
Так, согласно ч.2 ст.11 НК РФ:
организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
С вступлением в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях утратил силу пункт 12 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", что, несомненно, создает трудности руководителям предприятий и главным бухгалтерам в изучении правонарушений, за которые могут быть применены административные наказания, предусмотренные в ст.3.2 Кодекса.
Анализируя все составы административных правонарушений, которые предусмотрены в гл.15 Кодекса, следует отметить, что многие из них практически идентичны составам налоговых правонарушений, предусмотренных в ч.1 НК РФ.
Если ранее, в п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации", административный штраф был установлен за совершение правонарушений, указанных в данной статье Закона в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда, то в Кодексе он составляет, в частности к должностным лицам предприятий, до 50 минимальных размеров оплаты труда, а к юридическим лицам - до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Об ужесточении наказаний за административные правонарушения в области налогов и сборов свидетельствует также и тот факт, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного главой 16 НК РФ, не является основанием для освобождения должностных лиц организаций от административной ответственности.
Согласно ч.3 ст.2.1 Кодекса, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Следует отметить, что вышеуказанные положения распространяются также на иностранных граждан, лиц без гражданства и на иностранные юридические лица. Так, согласно ч.1 ст.2.6 Кодекса, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации; вопрос об их административной ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права.
Согласно общим нормам административного права, в том числе и применительно к налоговым правонарушениям, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту административного правонарушения возраста 16 лет (ст.2.3 Кодекса).
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано в самом акте (ст.1.7 Кодекса).
В случае если лицо совершило два и более административных правонарушения, административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В случае если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Учитывая возможность несовпадения места совершения административного правонарушения и место рассмотрения дела о нем, статьей 29.5 Кодекса установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В отличие от ранее действовавшей статьи 256 КоАП РСФСР законодатель впервые установил возможность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства нарушителя. Так, в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит запрета на прекращение административного дела при малозначительности совершенного правонарушения (ст.2.9 Кодекса).
При малозначительности административного налогового правонарушения должностные лица налоговых органов, указанные в ст.23.5 Кодекса, а также судья и иные органы, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Лица, уполномоченные рассматривать дела об административных налоговых правонарушениях, обязаны рассмотреть все стороны нарушения, оценить его последствия, убедиться, что совершением проступка не нанесен существенный ущерб государственным интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.д.
При этом, согласно ст.4.2 Кодекса, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
При назначении наказания юридическому лицу уполномоченные лица должны учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исследуя в совокупности все установленные данные, уполномоченные лица решают вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение (нарушение налогового законодательства), от административной ответственности и могут ограничиться устным замечанием в отношении него.
Пример. Главный бухгалтер предприятия несвоевременно (позже установленного срока) представил в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль.
Ранее главный бухгалтер предприятия к административной ответственности за нарушение налогового законодательства не привлекался. Имеет на иждивении троих детей. Причиной допущенного нарушения явилась болезнь. Представлен больничный лист.
В данном случае уполномоченный орган (должностное лицо), исследуя в совокупности все обстоятельства дела, данные о личности нарушителя и другие обстоятельства дела, вправе прекратить дело в связи с малозначительностью.
Следует отметить, что, проявляя гуманность при назначении административного наказания, законодатель установил, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст.1.6 Кодекса).
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 Кодекса). При этом законодатель установил исключения в отношении определенных видов административных правонарушений. Так, за нарушения таможенного законодательства, законодательства о налогах и сборах Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При совершении длящегося правонарушения вышеуказанные сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит определения длящегося правонарушения, что создает трудности в определении сроков наложения административного взыскания.
Вместе с тем необходимо руководствоваться следующим.
Определение длящегося правонарушения содержится в п.1 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1963 г. N 1).
Длящимся административным правонарушением налогового законодательства следует считать деяние, совершенное путем действия или бездействия, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством Российской Федерации о налогах, под угрозой административного наказания.
Также к длящимся правонарушениям относятся противоправные деяния, совершаемые непрерывно в течение более или менее длительного времени и характеризующиеся непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, например осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и т.д.
Точка отсчета двухмесячного срока для вынесения постановления по делу об административных взысканиях для ряда налоговых административных правонарушений различна. Для некоторых из них срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. Так, при нарушении сроков представления должностными лицами предприятий в налоговый орган налоговых деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов, срок для вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинает исчисляться с момента фактического представления налоговой декларации. Вместе с тем отсчет сроков, предусмотренных в ст.4.5 Кодекса для длящихся административных налоговых правонарушений и вынесения соответствующего постановления по делу, начинает исчисляться с момента установления факта нарушения, т.е. его обнаружения полномочным органом (должностным лицом).
Законодательство об административных правонарушениях, а именно статья 28.5 "Сроки составления протокола об административном правонарушении", неразрывно связано со ст.4.5. Это следует из того, что вынесению соответствующего постановления по делу об административном правонарушении предшествует составление протокола об административном правонарушении.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в ч.2 ст.28.5 Кодекса предусмотрены исключительные случаи, когда протокол об административном правонарушении может составляться с нарушением сроков, предусмотренных в ч.1 ст.28.5. Так, в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, а при проведении административного расследования протокол составляется по окончании расследования.
Сроки для составления протокола при проведении административного расследования исчисляются в соответствии с ч.5 и 6 ст.28.7 "Административное расследование".
Ранее действовавшее законодательство об административных правонарушениях не содержало такого понятия, как ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ст.24.4 Кодекса, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется лицами в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. При этом уполномоченные лица, рассматривающие дело, вправе как отказать в удовлетворении ходатайства, так и удовлетворить его.
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносится соответствующее определение. Требования к составлению определения, его форме и содержанию устанавливаются статьей 29.12 Кодекса.
В соответствии с ч.5 ст.4.5 Кодекса в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении.
Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса.
Так, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о предпринимательской деятельности, в области финансов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, составляют, в отличие от ранее действовавшего порядка (налоговыми органами), различные уполномоченные должностные лица и органы, например:
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст.14.1 Кодекса) - должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов налоговой полиции, должностные лица антимонопольного органа, должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, должностные лица органов государственного и промышленного надзора (ч.2 и 3 ст.14.1 Кодекса), должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа;
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.14.2), - должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов налоговой полиции;
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5) - должностные лица органов внутренних дел (милиции);
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст.14.15) -должностные лица органов налоговой полиции;
- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (ч.1 и 2 ст.14.16) - должностные лица органов налоговой полиции, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
- незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта (ст.14.17) - должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов налоговой полиции, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
- использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртсодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртсодержащей продукции (ст.14.18) - должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов налоговой полиции, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
- нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст.14.25), - возбуждается прокурором;
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1) - должностные лица органов внутренних дел (милиции);
- невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст.15.2) - должностные лица органов внутренних дел (милиции);
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3) - должностные лица государственных внебюджетных фондов (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды), должностные лица налоговых органов;
- нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.15.4) - должностные лица государственных внебюджетных фондов (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды), должностные лица налоговых органов;
- нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5) - должностные лица налоговых органов;
- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6) - должностные лица налоговых органов;
- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7) - должностные лица налоговых органов;
- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст.15.8) - должностные лица налоговых органов;
- неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9) - должностные лица налоговых органов;
- грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст.15.11) - должностные лица налоговых органов;
- выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст.15.12) - должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов налоговой полиции;
- уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст.15.13) - должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов налоговой полиции.
Для оценки действий лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные в ст.26.1 Кодекса, а именно:
- наличие события административного правонарушения;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
С целью выяснения указанных обстоятельств и решения вопроса о составлении необходимых процессуальных документов, а именно протокола по делу об административном правонарушении, вынесения постановления по делу и иных документов, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны установить доказательства по делу об административном правонарушении.
На основании доказательств по делу, которыми являются любые фактические данные, указанные лица устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, в том числе и обстоятельств, перечисленных в ст.26.1 Кодекса.
Необходимо отметить, что в ст.26.2 Кодекса не содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, которые должны быть установлены должностными лицами. Законодатель в ч.2 данной статьи определил, что доказательства по делу об административном правонарушении, а именно фактические данные наряду с объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств, устанавливаются также протоколом об административном правонарушении и иными протоколами.
Впервые в Кодексе установлен один из принципов недопустимости и незаконности использования доказательств по делу об административном правонарушении, которые получены с нарушением закона. Это проявляется прежде всего в том, что в законодательстве об административных правонарушениях закреплены основные начала, которые должны быть соблюдены при применении и использовании вышеперечисленных доказательств.
В ст.26.3 Кодекса впервые дано определение объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей. Согласно ч.1 ст.26.3, объяснения вышеперечисленных лиц представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных лиц должны быть в обязательном порядке закреплены в протоколе об административном правонарушении, в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем законодателем в ч.2 ст.26.3 установлено, что объяснения лиц в случае необходимости должны быть записаны и приобщены к делу. Однако это противоречит требованиям ст.28.2 "Протокол об административном правонарушении", в которой предусмотрены обязательные требования к протоколу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении наряду с датой и местом его составления должны быть в обязательном порядке указаны объяснения лиц, в отношении которых возбуждено дело и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Так же как и в ранее действовавшей статье 247 КоАП РСФСР, в протоколе по делу об административном правонарушении должна быть сделана запись о том, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, и иным участникам разъяснены их права и обязанности. Кроме того, указанные лица должны быть ознакомлены с протоколом по делу об административном правонарушении и вправе давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола, которые должны быть к нему приобщены. Протокол должен быть подписан лицом, его составившим, и лицами, а также представителями, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В отличие от ранее действовавшей статьи 236.1 КоАП РСФСР, когда протокол в обязательном порядке должен быть вручен лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в ст.28.2 предусмотрено, что копия протокола об административном правонарушении может быть вручена физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях расширен круг должностных лиц и органов, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении должен быть направлен судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента его составления. Законодатель впервые в ч.3 ст.28.8 Кодекса предусмотрел нормы, в соответствии с которыми должны быть устранены недостатки по составлению протокола.
Так, в случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 ч.1 ст.29.4 Кодекса ("Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении"), недостатки протокола и других материалов дела должны быть устранены в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
После устранения недостатков все поступившие материалы (с внесенными изменениями и дополнениями) должны быть возвращены судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Необходимо отметить, что органы, должностные лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, могут вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении только при наличии обстоятельств, предусмотренных в ст.24.5 Кодекса, и с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса ("Постановление по делу об административном правонарушении").
Так, согласно ст.24.5 Кодекса, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из нижеследующих обстоятельств:
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
- действие лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмена закона, установившего административную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и т.д.
Законодатель, уделяя большое внимание оформлению всех процессуальных документов, в ст.29.10 Кодекса предусмотрел требования к составлению постановления по делу об административном правонарушении.
Одним из основных требований к вынесению постановления о прекращении дела производством, является указание в постановлении мотивированного решения по делу (п.6 ч.1). Иные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении (а именно: указание размера ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения, а также указание в постановлении вопросов об изъятых вещах и документах и другие особенности по его составлению и содержанию) предусмотрены в ч.2-5 ст.29.10 Кодекса.
Е.В. Виговский,
советник налоговой службы III ранга
М.Е. Виговская
"Гражданин и право", N 11/12, ноябрь-декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства
Авторы
Е.В. Виговский - советник налоговой службы III ранга
М.Е. Виговская
"Гражданин и право", 2002, N 11/12