Проигравших не будет
С вступлением в силу Федерального закона "Об электронной цифровой подписи"*(1) налогоплательщики и налоговые органы получили возможность общения с помощью средств электронной связи. На вопросы редакции о том, как эта возможность воплощается в жизнь, ответил начальник Отдела телекоммуникаций МНС России государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Владимир Алексеевич Казанцев.
- Владимир Алексеевич, что нужно налогоплательщикам, чтобы перейти на представление отчетности в электронном виде?
- Во-первых, соответствующее оборудование и программное обеспечение, а также наличие выхода в общедоступные сети. Это обычная электронная почта с прикладным программным обеспечением, позволяющим формировать налоговую декларацию в электронном виде. Для ее безопасной передачи по каналам связи целесообразно применять средства шифрования, чтобы исключить доступ к информации посторонних. А во-вторых, налогоплательщики должны иметь средства формирования электронной цифровой подписи. Без нее документы в электронном виде не будут иметь юридической силы. Вот то основное, что необходимо налогоплательщику, чтобы передавать отчетность в электронном виде по каналам связи.
- Программы должны быть специализированными или подойдет любая бухгалтерская программа?
- Бухгалтерских программ очень много, и накладывать какие-либо ограничения с точки зрения их работы мы не вправе. Нами выдвигаются иные требования: обязательное соблюдение утвержденных МНС России форматов, чтобы они корректно вводились в наши информационные системы для последующей обработки. Если разработчик бухгалтерской программы хочет, чтобы она использовалась для формирования декларации и принималась налоговым органом, он должен разработать модуль, который конвертировал бы налоговую декларацию в формат, утвержденный МНС России. В данном случае конечным продуктом является налоговая декларация и, чтобы она была принята налоговым органом, необходимо выполнение требования по соблюдению формата. Иначе она просто не пройдет входной контроль системы обработки. Какой же бухгалтерской программой она будет сформирована, не имеет значения. Если формат соблюден, налоговая декларация будет корректно введена в систему обработки информации. Требования предъявляются только к форматам, а не к бухгалтерским программам.
Я понимаю, почему возник такой вопрос. Нами при проведении эксперимента по формированию и представлению отчетности в электронном виде по каналам связи использовалась программа 1С:Бухгалтерия. Выбор на нее пал не потому, что она самая совершенная. Нет, просто надо было принять единые правила игры. В ходе эксперимента ставилась задача отработать технологию представления отчетности, а не ее формирование. Задача формирования уже давно решена в самых разных прикладных программах - помощниках бухгалтера. Таким образом была отработана система представления отчетности по каналам связи, а в качестве средства формирования налоговой декларации может использоваться любая бухгалтерская программа при соблюдении ранее высказанных требований.
- Значит, теоретически это может быть любая другая программа?
- Безусловно.
- А форматы общедоступны?
- Да.
- Где же разработчики их могут посмотреть?
- На нашем сайте www.nalog.ru. ГНИВЦ МНС России принимает активное участие в их разработке и является главным потребителем этих форматов. Формат открыт.
- Не секрет, что в Москве техническое обслуживание налоговых инспекций лучше, чем в регионах. Скажите, как в регионах решается эта проблема? Может ли на сегодняшний день любая инспекция в нашей стране принимать отчетность в электронном виде?
- Любая инспекция вряд ли, а вот то, что многие могут, - это очевидно. Мы разослали по инспекциям около тысячи комплектов для внешнего взаимодействия. В них есть все необходимое для обмена информацией. Информационное взаимодействие с налогоплательщиками не ограничивается только представлением налоговых деклараций. Они имеют возможность обратиться на наш сайт. Кроме того, разрабатывается система адресного взаимодействия с налогоплательщиком на базе системы представления налоговой декларации в электронном виде по каналам связи. По сути, она также проверена в ходе эксперимента. Ведь при представлении налоговой декларации по каналам связи осуществляется двусторонний обмен информацией. Ну, а содержательная часть - это уже дело участников взаимодействия. Мы стремились отработать технологию и создать необходимую доказательную базу путем формирования квитанций и подтверждений. В настоящее время порядка тысячи налоговых инспекций в различных регионах страны имеют возможность осуществлять адресное информационное взаимодействие с налогоплательщиком. Но готовности только налоговых органов мало. Прежде всего надо исходить из того, какой инфраструктурой располагает данный населенный пункт или регион. Если у налогоплательщика нет компьютера или возможности подключить его к сетям связи, такое взаимодействие невозможно. Кроме технического обеспечения немаловажную роль играет инфраструктура.
- Если организация приняла решение представлять отчетность в электронном виде, вправе ли она свое решение изменить? Например, в первом квартале сдать отчетность в электронном виде, а во втором - на бумажном носителе?
- Конечно, может. Здесь нет никаких ограничений или дополнительных требований.
- Но сейчас, как известно, есть такие ограничения, например, в том, что налоговые инспекции требуют сдачи отчетности в определенной программе.
- Это просто сложившаяся система. Если налогоплательщик не захочет сдавать отчетность в электронном виде потому, что ему удобнее представлять ее на бумаге, никто не может отказать ему в приеме. В противном случае речь может идти о судебном разбирательстве, и налогоплательщик выиграет это дело по той простой причине, что налоговый орган обязан принять отчетность и не вправе диктовать, в каком виде она должна быть представлена налогоплательщиком. Мы можем просить, рекомендовать, но ни в коем случае не навязывать. Налоговый орган должен иметь строгое, но доброжелательное лицо. А доброжелательное лицо и диктат несовместимы.
- Есть ли сейчас бухгалтерские программы, которые имеют возможность формировать отчетность в электронном виде?
- Я уже говорил, что речь идет о форматах. Если программа конвертирует отчетность в утвержденный МНС России формат, то, как правило, она уже такую возможность имеет.
- Когда же налоговые инспекции начнут работать с отчетностью в электронном виде?
- Общего старта, наверное, не будет. Многие инспекции имеют соответствующее программное обеспечение и фактически готовы к приему отчетности в электронном виде по каналам связи. Но надо провести определенные процедуры по признанию взаимных прав и обязательств при информационном взаимодействии. Одним из факторов можно считать отсутствие сертификационных центров, несмотря на то что уже почти год как принят Закон об электронной цифровой подписи. Кроме того, нужно обеспечить взаимодействие через третье лицо - специализированного оператора связи, который мог бы оказывать налогоплательщикам услуги по поддержанию средств шифрования. Поскольку информация, передаваемая налогоплательщиком, относится к конфиденциальной, мы должны предоставить налогоплательщику возможность ее защиты. На специализированного оператора связи возлагаются функции поддержки средств шифрования, развернутых у налогоплательщика, их технического обслуживания. Кроме того, специализированный оператор связи по соглашению с налогоплательщиком может формировать для него ключ электронной цифровой подписи. Эти функции может исполнять только лицензиат ФАПСИ. Вот еще дополнительные требования, которые должны выполнять налогоплательщики и налоговые органы.
По мере готовности всех компонентов и увязывания их в одно целое система представления отчетности в электронном виде по каналам связи будет вводиться в эксплуатацию.
- Может ли отчетность передаваться без использования средств криптографической защиты информации?
- В принципе может, технически такая возможность есть. Но при этом возникает опасность, что информация налогоплательщика при передаче по каналам связи станет доступна третьим лицам. А это может привести к обвинению налоговых органов в утечке информации, которую доверил нам налогоплательщик, поэтому мы вынуждены применять средства шифрования при обмене информацией с налогоплательщиком.
- А если налогоплательщик не делает из этого секрета?
- У нас есть статья 102 Налогового кодекса, которая говорит о том, что информация, обрабатываемая налоговым органом, является налоговой тайной. Как только сведения попадают в налоговый орган, он не вправе передать их кому бы то ни было, кроме работников, исполняющих свои служебные обязанности. Если же не использовать средства защиты, ставится под угрозу неопределенности канал утечки информации. Налогоплательщик заинтересован в том, чтобы утечки информации не происходило. Канал связи, по которому передается отчетность, не контролируется ни налогоплательщиками, ни налоговыми органами. Если информация находится в открытом виде, значит, она совершенно свободно может стать достоянием третьих лиц. В этом случае возникает опасность взаимных обвинений как со стороны налоговых органов, так и налогоплательщиков. Создается неопределенная ситуация: информация ушла по каналам связи, которые не могут контролироваться участниками обмена информацией. А следовательно, однозначно определить источник утечки невозможно. Но не это самое главное. Просто обе стороны перестают доверять друг другу. Ничего кроме вреда это системе взаимодействия не принесет.
Нельзя говорить о том, что средства защиты информации не нужны. В той или иной степени они применяются повсеместно. Например, при пересылке почтовых отправлений применяется элементарная защита в виде конверта, описи вложения, печати на мешке и т.п. Письмо при этом может не содержать закрытых сведений. Таким образом почтовая связь гарантирует тайну переписки. В случае использования электронной почты оператор связи не может гарантировать тайну переписки на всех участках канала связи, так как снятие информации возможно не только при подключении к линии связи.
- Как налогоплательщик узнает, принята ли его отчетность?
- При разработке системы представления отчетности большое внимание уделяется фиксации всех этапов прохождения декларации, формирования доказательной базы. Налоговый орган обязан принять корреспонденцию, которая прошла входной контроль, независимо от того, есть ошибки в содержательной части или нет. Налоговый работник должен проверить наличие обязательных реквизитов и, не анализируя содержательную часть, поставить штамп "принято". Последующий анализ может выявить, что данную информацию нельзя принять из-за каких-то ошибок. Тогда налогоплательщик будет корректировать свою отчетность. Аналогично и здесь: если пройден входной контроль электронного заполнения полей, тогда анализируется содержательная часть. В результате анализа выдается решение: принята отчетность или нет. Налогоплательщик получает соответствующее уведомление о том, что его отчетность налоговым органом принята.
- Таким образом, от налоговой инспекции точно так же можно получать реквизиты для уплаты налогов?
- Конечно, любая информация, исходящая из инспекции, может быть получена налогоплательщиком в электронном виде.
- Интересно, это будет обязательный перечень информации или она будет предоставляться по желанию налогоплательщика?
- У нас есть список документов, которыми обязан руководствоваться налогоплательщик. Безусловно, при появлении новых документов мы планируем адресно информировать налогоплательщика. Канал представления отчетности в электронном виде - это двусторонний обмен информацией. Налогоплательщик, например, сможет получить выписку из своего лицевого счета.
- Кто, по Вашему мнению, больше выиграет от перехода на автоматизированную систему формирования и передачи отчетности: налогоплательщик или налоговые органы?
- Я не вижу проигравшей стороны. При переходе на такую систему совершенно очевидно, что сокращается количество ошибок, время заполнения отчетности. Кроме того, должностные лица организации будут освобождены от утомительных переездов по городу, стояния в очередях. Идеальный вариант заключается в том, чтобы свести к минимуму общение налогового инспектора и налогоплательщика. Налоговый орган получает прямой выигрыш: в коридорах не толпятся раздраженные налогоплательщики, у руководителей инспекций не болит голова по поводу размещения людей, обработка информации осуществляется быстрее. Количество документации, которое обрабатывают налоговые органы, огромно, и ошибки, как правило, выявляются на пределе или за пределами отведенных сроков принятия решения по конкретной декларации и уплаты налогов. Ошибки бывают как по недоплате, так и переплате сумм налогов и сборов. Естественно, с переходом на автоматизированную систему упрощается создание и формирование баз данных. Это высвободит людские ресурсы, которые можно направить на работу с налогоплательщиками (например, своевременное оповещение налогоплательщика, отправка инструктивных материалов по почте). Я не стал бы определять, кто больше выиграет от внедрения такой системы. Но уверен, проигравших не будет.
"Российский налоговый курьер", N 23, декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99