В связи со вступлением в силу Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность ломбарда перестала быть лицензируемой. Согласно п.1 ст.350 НК РФ ломбарды освобождаются от налога с продаж в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию.
Если теперь деятельность ломбарда не лицензируется, то сохраняется ли льгота по налогу с продаж в отношении операций по кредитованию населения, осуществляемых ломбардом?
Операции по реализации физическим лицам услуг, оказываемых кредитными организациями в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, освобождаются от налога с продаж (ст.350 НК РФ).
До вступления в действие Федерального закона N 128-ФЗ деятельность ломбардов подлежала лицензированию и доходы (проценты), получаемые за предоставление гражданам краткосрочных кредитов, налогом с продаж не облагались.
Эта норма ни у кого не вызывала сомнений, поскольку в п.1 ст.358 ГК РФ деятельность ломбардов определена как принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов.
После вступления в силу Федерального закона N 128-ФЗ (11 февраля 2002 года) деятельность ломбарда перестала быть лицензируемой, в связи с чем считается, что указанные доходы облагаются налогом с продаж, поскольку льгота предоставляется только по лицензируемой деятельности.
Вместе с тем аналогичная операция кредитной организации, обязанной иметь лицензию, налогом не облагается. Получается, что уплата (освобождение) от налога с продаж в указанном случае зависит от обязанности иметь либо не иметь лицензию, которая определяется законодательством, это нонсенс. Видимо, следует вносить поправки в формулировку данной статьи НК РФ. Например, так, как это звучит в п.6 ст.149 НК РФ и касается НДС: "перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Из такой формулировки совершенно ясно, что налогоплательщик не пользуется льготой только в том случае, если он обязан согласно законодательству иметь лицензию, но таковую не имеет. Если же в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществляемую налогоплательщиком деятельность лицензия не требуется, то льгота предоставляется независимо от этого.
Поскольку экономическая суть операций по предоставлению кредитов гражданам как кредитными организациями, так и ломбардами не изменилась, а также учитывая, что наличие льгот по косвенным налогам обусловлено прежде всего социальной значимостью приобретаемых товаров или потребляемых услуг населением, то, по мнению автора, проценты, полученные ломбардами за пользование ссудой, налогом с продаж облагать не следует. Возможно, что такую позицию придется отстаивать через арбитраж, поэтому каждому ломбарду необходимо самостоятельно определиться, насколько велик для него налоговый риск в такой ситуации.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
1 ноября 2002 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 48, ноябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.