Бухгалтеру образовательного учреждения.
Особенности налогообложения
В соответствии со ст.246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль признаны российские организации, включая, естественно, и образовательные. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст.247 НК РФ). К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета (ст.248 НК РФ).
Серьезные изменения в главу 25 НК РФ внесены Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ. В соответствии с п.2 ст.256 НК РФ в ранее действовавшей редакции имущество бюджетных учреждений не подлежало амортизации даже в том случае, если они вели наряду с основной предпринимательскую деятельность. В то же время некоммерческие организации вправе были начислять амортизацию по имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности. Эта ситуация ставила бюджетные учреждения в крайне невыгодное положение. В п.п.1 п.2 ст.256 в редакции Закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ указано, что не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
Данный Закон дополнил главу 25 НК РФ ст.3211 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", в которой установлено, что если бюджетные учреждения ведут деятельность за счет бюджетных средств, а также получают доходы от иных источников, то в целях налогообложения необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности. Налоговый учет операций по коммерческой деятельности ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
До исчисления налога на прибыль по коммерческой деятельности она не может быть направлена на покрытие расходов по бюджетной деятельности.
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и средств целевого финансирования производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и др.).
При определении налоговой базы к расходам, связанным с коммерческой деятельностью, помимо расходов, произведенных в целях ее осуществления, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для ее осуществления. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта.
Таковы основные принципы налогообложения прибыли бюджетных учреждений в 2002 и последующих годах.
Рассмотрим, какие изменения произошли у образовательных учреждений в связи с введением транспортного налога.
Федеральный закон от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ (в ред. по состоянию на 24.07.02 г.) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (п.3 ст.4) определил размер ставки налога на пользователей автомобильных дорог: с 2001 г. он установлен в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), или от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности. Этот налог действовал до 2003 г.
В Законе Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 (с последующими изменениями и дополнениями) не были предусмотрены льготы для образовательных учреждений, хотя согласно п.3 ст.40 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.96 г. N 12-ФЗ) они эти льготы имели. Образовательные учреждения, обращавшиеся по этому поводу в арбитражные суды, как правило, выигрывали процессы. В связи со сложившейся арбитражной практикой МНС России обратилось в Высший арбитражный суд Российской Федерации по вопросу применения льгот по налогам, не предусмотренным налоговым законодательством (письмо от 6.04.99 г. N ГБ-15-07/276). В ответе заместителя председателя ВАС РФ сообщалось, что суды правомерно исходят из того, что сфера применения данной льготы определяется п.3 ст.40 Закона "Об образовании" (письмо от 3.06.99 г. N С5-5/уп-618).
Тем не менее в большинстве регионов налоговые органы продолжали отказывать образовательным учреждениям в праве на применение льготы (чаще всего - по налогу на пользователей автомобильных дорог) и постоянно проигрывали такие налоговые споры в арбитражных судах. В связи с этим в письме Управления государственных целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов МНС России от 17.03.2000 г. N 07-2-06/2/227 предлагалось в случае несогласия налогоплательщиков (образовательных учреждений) с решением налоговой инспекции об уплате налога на пользователей автомобильных дорог руководствоваться сложившейся арбитражной практикой.
В п.15 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежало применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены - связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Таким образом, до конца 2002 г. образовательные учреждения не имели права не уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог.
В письме МНС России от 31.07.01 г. N ВГ-6-03/592@ указывалось, что при проведении налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок образовательным учреждениям в части осуществляемой ими непредпринимательской деятельности не начисляются суммы налогов, по которым законодательными актами Российской Федерации таким учреждениям предоставлены льготы, если иное не предусмотрено соответствующими главами части второй НК РФ, а также не начисляются пени и штрафы. В письме разъяснялось, что возврат налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов, по которым законодательными актами Российской Федерации образовательным учреждениям предоставлены льготы, производится только при наличии соответствующего решения арбитражного суда. Однако в соответствии с письмом МНС России от 21.10.02 г. N ВГ-6-03/1600 этот абзац утратил силу.
Следовательно, те образовательные учреждения, которые уплачивали налог на пользователей автомобильных дорог, вправе вернуть его из бюджета даже без решения арбитражного суда.
В 2003 г. вступила в силу глава 28 НК РФ "Транспортный налог". Этот налог вводится в регионах законами субъектов Российской Федерации вместо налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. При этом могут устанавливаться налоговые льготы (ст.356 НК РФ). В ряде регионов такие льготы предусмотрены для образовательных учреждений.
Плательщиками налога признаются лица (физические и юридические), на которых зарегистрированы транспортные средства. Федеральный закон определил виды транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Образовательные учреждения не относятся к льготной категории налогоплательщиков.
Налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признан календарный год. В ст.361 НК РФ определены налоговые ставки в расчете на 1 л.с. мощности двигателя автомобиля. Так, налоговая ставка на 1 л.с. легкового и грузового автомобиля мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 5 руб. Далее идут градации от 100 до 150, от 150 до 200, от 200 до 250 и свыше 250 л.с. В последнем случае ставка для легкового автомобиля равна 30 руб., для грузового - 17 руб.
Законами субъектов Российской Федерации данные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Иными словами, возможна ситуация, когда в одном регионе ставка налога на 1 л.с. для двигателя мощностью до 100 л.с. составит 1 руб., а в соседнем регионе - 25 руб. В связи с этим следует обратить внимание на то, что уплата налога производится налогоплательщиками не по месту расположения организации, а по месту нахождения транспортного средства. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно.
Ю. Донин,
налоговый консультант ООО "Профит-Аудиторская фирма"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71