Готовится ли новая серьезная программа реформирования налогообложения, поскольку налоговой реформы, проводимой в течение последних лет, недостаточно для стимулирования развития экономики и бизнеса?
Основные цели и принципы налоговой реформы изложены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 910-р. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков. Важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие и вступление в действие первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации, что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и контролирующими органами, а также администрированием сбора налогов. В рамках осуществления налоговой реформы были подготовлены и с 1 января 2001 года вступили в силу четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Налог на доходы физических лиц", "Единый социальный налог". С введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров работ (услуг), снижено налогообложение оплаты труда и общий размер отчислений в социальные внебюджетные фонды, что демонстрирует реализацию целей проводимой налоговой реформы. В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации МНС России подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению. Кроме того, с 1 января 2001 года отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5% по решению представительных органов местного самоуправления. С 2001 года снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5% до 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 года этот налог отменяется полностью. Кроме того, с 2001 года отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. В развитие налоговой реформы с 1 января 2002 года вступили в действие новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действовавших налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Изменение порядка налогообложения недропользования обеспечит снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что положительно скажется на создании благоприятного инвестиционного климата. Срок действия налога с продаж ограничен 31 декабря 2003 года. При этом, с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимается целый ряд региональных и местных налогов, что в целом сокращает количество налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.I "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)". С 1 января 2003 года вводятся в действие новые главы Налогового кодекса Российской Федерации: 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", предусматривающие сокращение объема отчетной документации для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер. Также вводится с 1 января 2003 год транспортный налог и отменяются налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которыми будет определяться и ставка налога в пределах, установленных Кодексом; предельные налоговые ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, то есть, чем больше мощность, тем выше ставка налога. МНС России продолжает активную работу по подготовке новых глав Налогового кодекса, в частности, проекта главы "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (принят Госдумой в первом чтении). Кроме того, предстоит в текущем году принять и ввести в действие с 1 января 2003 года главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты государственной пошлины, налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внести поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. (Например, Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 106-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"). В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению. Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы предполагается осуществлять по следующим направлениям: - дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога; - реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога; - установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности; - отмена налога с продаж с 2004 года. Проводимое в стране реформирование налоговой системы позволило увеличить собираемость по федеральным налогам более, чем на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. За 9 месяцев текущего года в консолидированный бюджет страны поступило 1663,2 млрд. рублей, что на 20,9% больше поступлений аналогичного периода прошлого года. За январь-сентябрь в федеральный бюджет перечислено более 827,6 млрд. рублей, что на 20,4% больше поступлений за соответствующий период прошлого года, в бюджеты территорий -835,6 млрд. рублей, рост в 1,2 раза. Вместе с тем, МНС России считает преждевременным ставить вопрос "о новой серьезной программе реформирования налогообложения". Только после введения всех глав Налогового кодекса Российской Федерации и получения аналитических и статистических данных, характеризующих эффективность проводимых изменений, можно делать обосновывающие выводы о проводимой налоговой реформе в России.
Т.А. Карасева,
действительный государственный советник налоговой службы РФ 3 ранга
24 октября 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.