Какие изменения в перспективе можно ожидать по единому сельскохозяйственному налогу?
В настоящее время сложилось мнение о том, что сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога, установленные главой 26.1 НК РФ, не учитывают сезонный характер деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Принимая во внимание то обстоятельство, что до перевода на уплату единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственные товаропроизводители в основном являлись плательщиками земельного налога в сроки, определенные Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", то предлагается установить уплату единого сельскохозяйственного налога не равными долями поквартально, а в более поздние сроки после полученной выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях.
В настоящее время уже возникает ряд вопросов, касающихся необходимости индексации ставок единого сельскохозяйственного налога. Вопрос о ее необходимости в последующие годы необходимо рассматривать с учетом того, что согласно ст.346.10 главы 26.1 НК РФ налогоплательщики не освобождаются от обязанности вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также от представления в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Учитывая это, суммы налогов и сборов, подлежавшие уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут определяться расчетно.
В соответствии с порядком определения налоговой ставки, предусмотренным ст.346.6 главы 26.1 НК РФ, размер налоговой ставки единого сельскохозяйственного налога можно рассчитать один раз в год введения данного налога. Применение в последующие годы налоговой ставки на уровне, установленном в год введения единого сельскохозяйственного налога, без учета инфляционных процессов негативно повлияет на формирование доходной части бюджета. Поэтому существует мнение о необходимости предусмотреть в этой главе НК РФ индексацию ставки единого сельскохозяйственного налога.
Наряду с перечисленными выше проблемами, возникающими по ходу реализации главы 26.1 НК РФ, существует и такая проблема. Положения ст.346.9 главы 26.1 НК РФ, определяющие зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, не адекватны порядку уплаты единого социального налога, и в целом, с учетом принятых законодательных актов по пенсионной реформе, единый социальный налог должен быть выведен из состава единого сельскохозяйственного налога.
Кроме того, возникла необходимость внесения изменений в п.2 ст.346.1 главы 26.1 НК РФ с целью определения порядка перевода организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В случае возврата налогоплательщиков на общую систему налогообложения необходимо предусмотреть нормы об обязанности налогоплательщика по окончании года пересчитать подлежащую уплате в бюджет сумму налогов в соответствии с общей системой налогообложения. При этом необходимо определить орган, принимающий решение о переводе на уплату налога; кроме того, должен быть установлен порядок контроля за выполнением организацией соответствующих ограничений, а также нормы о предоставлении информации о принятых решениях в налоговые органы.
В последнее время ставится вопрос о переводе на уплату единого сельскохозяйственного налога не только растениеводческих хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях, но и животноводческих комплексов, птицефабрик. В целях недопущения потерь консолидированного бюджета в случае включения вышеуказанных сельскохозяйственных товаропроизводителей в состав плательщиков единого сельскохозяйственного налога необходимо объектом налогообложения признать не только сельскохозяйственные угодья, но и другие земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку для разных земель, выделяемых в составе земель сельскохозяйственного назначения, таких как сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, земли, занятые производством по переработке сельскохозяйственной продукции, должны быть установлены различные налоговые ставки, то и налоговая база для этих земель может определяться отдельно.
Налоговая ставка должна устанавливаться отдельно для каждого вида земель, выделяемых в составе земель сельскохозяйственного назначения. При этом земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, могут не облагаться налогом, или для них следует установить нулевую ставку.
Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 ноября 2002 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1