Какие обязательные платежи будет отчислять индивидуальный предприниматель при переходе на упрощенную систему налогообложения, будут ли это только платежи на страховую и накопительную части в Пенсионный фонд или еще и 9, 6%, отчисляемые в бюджет? Какие ограничения для индивидуальных предпринимателей существуют при переходе на упрощенную систему налогообложения? При каком доходе произойдет переход на обычную систему налогообложения?
С 1 января 2003 г. вступит в силу глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели будут уплачивать единый налог, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ единый налог заменяет собой уплату следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
- налога на добавленную стоимость;
- налога с продаж;
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
При этом индивидуальные предприниматели, которые перейдут с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения, продолжат уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В 2002 г. индивидуальные предприниматели уплачивают единый социальный налог (ЕСН) по ставкам, установленным п.3 ст.241 НК РФ.
Так, при размере налоговой базы до 100 тыс. руб. предприниматели уплачивают ЕСН в федеральный бюджет по ставке 9,6%, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - по ставке 0,2% и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - по ставке 3,4%.
Кроме этого в соответствии со ст.28 Закона N 167-ФЗ они уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в размере, утверждаемом Правительством РФ.
В настоящий момент размер фиксированного платежа установлен в 150 руб. в месяц. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной ее части (п.3 ст.28 Закона N 167-ФЗ).
Как было указано выше, единый налог заменяет собой уплату ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (п.3 ст.346.11 НК РФ).
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели не будут уплачивать ЕСН по ставкам, установленным п.3 ст.241 НК РФ, в том числе и в части, зачисляемой в федеральный бюджет по ставке 9,6%. Однако они будут продолжать уплачивать фиксированные платежи в Пенсионный фонд по правилам, установленным п.3 ст.28 Закона N 167-ФЗ в размере 150 руб. в месяц (если Правительством РФ эти платежи не будут изменены).
Пунктом 3 ст.346.12 НК РФ определен перечень налогоплательщиков, которые не смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.
В частности, не смогут применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели:
- занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- занимающиеся игорным бизнесом;
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ или на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
- средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения определены ст.346.13 НК РФ.
Так п.1 ст.346.13 НК РФ установлено, что для перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели подают заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Причем этим пунктом для индивидуальных предпринимателей, в отличие от организаций, не предусмотрено сообщение о размере доходов за девять месяцев текущего года. Кроме того, для предпринимателей не применяется и ограничение по стоимости амортизируемого имущества, находящегося в их собственности (100 млн руб.) (подп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ).
Следовательно, критерием для перехода предпринимателей на упрощенную систему налогообложения является только средняя численность работников (не более 100).
Управление МНС России по г. Москве письмом от 30.09.02 N 27-08н/45530 "О порядке применения положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ" на основании письма МНС России от 13.09.02 N 22-2-16/1152-АД112 подтвердило отсутствие ограничений по размеру полученного дохода от реализации при переходе индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему и указало, что переход указанной категории налогоплательщиков на применение данного налогового режима осуществляется в уведомительном порядке по заявлениям, поданным ими в установленные сроки, без указания в них таких сведений.
В отношении утраты индивидуальным предпринимателем права на применение упрощенной системы налогообложения необходимо пояснить следующее.
Пунктом 4 ст.346.13 НК РФ предусмотрено, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Итак, утрата предпринимателем права на применение упрощенной системы происходит только при превышении дохода по итогам налогового (отчетного) периода.
Следует обратить внимание на то, что доходы и расходы при применении упрощенной системы учитываются кассовым методом. Это означает, что датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а расходами признаются затраты после их фактической оплаты (ст.346.17 НК РФ). При этом доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п.5 ст.346.18 НК РФ).
Следовательно, размер дохода (выручки) в 15 млн руб. не должен превышаться ни в одном отчетном периоде, ни в целом за год.
Например, в 2003 г. доход предпринимателя составил: за I квартал - 2,7 млн руб., за полугодие - 7,2 млн руб., за 9 месяцев - 15,8 млн руб. Превышение дохода произошло по результатам работы в III квартале 2003 г. В этом случае датой возврата к общему режиму налогообложения будет считаться 1 июля 2003 г.
И. Чвыков
1 декабря 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".