Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2002 г. N КА-А41/6643-02
Федеральное государственное учреждение "Бородинский лесхоз" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ИМНС РФ по г. Можайску о признании недействительным решения ИМНС от 07.02.2002 N 469.
Решением суда от 13 мая 2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24 июля 2002 года, иск удовлетворен на том основании, что истец является государственным учреждением, финансируемым из бюджета, и предпринимательскую деятельность не осуществляет.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ИМНС РФ по г. Можайску, в которой ответчик просит решение и постановление отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что истцом на операционные расходы безосновательно отнесена сумма 27.530 руб.: средства, полученные ФГУ "Бородинский лесхоз" от оказания платных услуг в результате выполнения лесохозяйственных мероприятий, являются доходами от предпринимательской деятельности и облагаются налогом на прибыль и налогом на пользователей автомобильных дорог на основании п. 10 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; Инструкции ГНС РФ от 20.08.98 N 48; ст. 39 НК РФ; п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ". Кроме того, налоговый орган сослался на нарушение истцом ст. 80 НК РФ, поскольку налогоплательщиком не были исчислены и включены в налоговую декларацию по налогу на прибыль суммы, по которым следовало заявить налоговую льготу.
Истец отзыва не представил, в выступлении в заседании суда с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения и постановления.
ИМНС РФ по г. Можайску проведена выездная налоговая проверка ФГУ "Бородинский лесхоз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.2000 по 01.10.2001, о чем составлен акт N 190 от 14.01.2002 и вынесено оспариваемое решение N 469 от 07.02.2002.
В ходе проверки ИМНС установила, что лесхоз в соответствии со ст. 39 НК РФ является плательщиком налога на прибыль и налога на пользователей автодорог, т.к. имеет выручку, полученную от реализации древесины, семян, посадочного материала и продукции побочного пользования, от рубок по уходу за лесом.
Решением N 469 доначислены спорные налоги, пени, налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Предметом налогообложения стали собственные средства лесхоза, формируемые в соответствии со ст. 108 Лесного кодекса РФ для финансирования затрат на ведение лесного хозяйства. ФГУ "Бородинский лесхоз" является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда РФ и воспроизводства лесов, охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, что следует из п. 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Рослесхоза России от 13.11.98 N 188.
Согласно положению о Федеральном государственном учреждении "Бородинский лесхоз" лесхоз является некоммерческим государственным учреждением, финансируемым из бюджета.
Согласно п.п. 21, 22, 23, 24 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Рослесхоза России от 13.11.98 N 188, на лесхозы возложено, в том числе:
- осуществление ухода за лесами;
- выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств;
- обеспечение сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород;
- осуществление рубок промежуточного пользования.
Средства, полученные лесхозом от реализации древесины, семян, посадочного материала, продукции побочного пользования, от рубок ухода за лесом, зачислялись им не на расчетный, а на текущий счет "Средства по поручениям" и расходовались на финансирование лесохозяйственной деятельности.
Зачисление этих средств на текущий счет "Средства по поручениям" обусловлено тем, что одним из источников покрытия затрат на лесное хозяйство являются собственные средства лесхозов, полученные, в том числе, от реализации древесины.
Согласно п. 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87 N 159/183/116-87, собственные средства лесхозов, наряду с бюджетными ассигнованиями, являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства, ГНС РФ и Министерство финансов РФ письмами N В5-615/114 от 05.04.94, N 02-3-05 от 28.12.94, N 9-5-2/7 от 06.01.95, N 07-206/2/140 от 10.02.98 подтвердили статус целевого источника финансирования собственных средств лесхозов и определили, что они налогообложению не подлежат.
Контроль за движением и расходованием лесхозом данных средств осуществляется вышестоящей организаций и ОФК. Остаток неиспользованных средств подлежит включению в план финансирования лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий на следующий год, поэтому лесхоз не может распоряжаться ими как выручкой в собственных интересах.
Затраты на проведение лесовосстановительных мероприятий в 2000-2001 гг. покрывались лесхозом, ввиду недостатка бюджетного финансирования, за счет собственных средств, что следует из бухгалтерской отчетности истца за соответствующие периоды (формы 2, 18-лх).
Таким образом, указанную деятельность лесхоза нельзя отнести к предпринимательской, истец не является плательщиком налога на прибыль в соответствии с п. 1"а" ст. 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п. 16 Инструкции ГНС РФ N 48 от 20.08.98. Поскольку денежные средства, полученные ФГУ "Бородинский лесхоз", являются целевыми и не включаются в выручку от реализации продукции (работ, услуг), они не подлежат обложению также налогом на пользователей автомобильных дорог, что подтверждается письмом ГНС РФ от 05.04.94 N В5-6-15/114.
Судом первой инстанции установлена также правомерность отнесения на операционные расходы суммы 27.530 руб., как расходы социального назначения, на проведение физкультурно-массовых мероприятий, отраженные как "прочие текущие расходы" по коду экономической классификации 111040 на основании Порядка распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов РФ, утвержденного приказом Минфина РФ N 38н от 25.05.99, с изменениями и дополнениями.
Ссылка заявителя на нарушение требований ст. 80 НК РФ при заявлении льготы не соответствует материалам дела, поскольку в спорном периоде льгота по налогу на прибыль учреждением не заявлялась.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения и постановления, предусмотренных ст.ст. 286, 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 13 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 24 июля 2002 года по делу N А41-К2-5499/02 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Можайску - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2002 г. N КА-А41/6643-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании