Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 апреля 2010 г. N 269-ПП
Городская межведомственная программа
"Дети улиц" на 2010 - 2012 гг.
Паспорт
Наименование Программы |
Городская межведомственная программа "Дети улиц" на 2010-2012 гг. |
||||
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) |
Постановление Правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 834-ПП "О Концепции городской межведомственной программе "Дети улиц" на 2010-2012 гг. |
||||
Государственный заказчик - координатор Программы |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
||||
Основной разработчик Программы |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
||||
Основные исполнители Программы |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы (ГЦ и МЦ "Дети улиц"). Департамент образования города Москвы. Департамент здравоохранения города Москвы. Департамент социальной защиты населения города Москвы. Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Департамент физической культуры и спорта города Москвы. Департамент культуры города Москвы. Департамент труда и занятости населения города Москвы. Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. Комитет общественных связей города Москвы. Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Комитет по связям с религиозными организациями города Москвы. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. Главное управление внутренних дел по городу Москве. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Москве. Управление Федеральной миграционной службы России по городу Москве. Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве. Префектуры административных округов. Государственные организации города Москвы. Органы местного самоуправления города Москвы. |
||||
Сроки и этапы реализации программы |
2010-2012 гг. I этап - 2010-2011 гг. II этап - 2011-2012 гг. |
||||
Цели Программы |
I. Повышение качества и уровня согласованности работы специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних путем создания территориальной системы "шаговой доступности" профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних. II. Развитие ювенальных технологий в городе Москве. |
||||
Задачи Программы |
Четкое разграничение полномочий и функций учреждений системы профилактики с учетом групп несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Создание комплексной межведомственной информационной базы данных. Модернизация сложившейся системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов системы профилактики. Развитие службы ювенальных социальных работников. Создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи детям, находящимся в трудной жизненной или конфликтной с законом ситуации. Формирование блока инновационных профилактических программ. |
||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Увеличение количества выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в социально-педагогическом и правовом сопровождении. Увеличение количества снятых с учета (внутришкольного, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, неблагополучных семей, занесенных в комплексную межведомственную информационную базу данных. Снижение количества семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, находящихся на учете по рецидиву асоциальных и девиантных действий. Увеличение количества случаев применения к несовершеннолетним мер наказания, не связанных с реальным лишением свободы, с участием службы ювенальных социальных работников. Увеличение количества законодательных инициатив по совершенствованию законодательной базы по проблемам детского и семейного неблагополучия, принятых к исполнению. Увеличение количества программ и методик, разработанных по профилактике детского и семейного неблагополучия. |
||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования 250784,50 тысяч рублей, в т.ч. по годам реализации: |
||||
По источникам финансирования |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
|
Всего: |
78541,5 |
84776 |
87467 |
250784,50 |
|
средства, предусмотренные в бюджете города Москвы в рамках текущего финансирования исполнителей программы всего: |
62856 |
66359 |
69723 |
198938 |
|
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы (ГЦ и МЦ "Дети улиц") |
49006 |
51009 |
53373 |
153388 |
|
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
13450 |
14950 |
15950 |
44350 |
|
Комитет общественных связей города Москвы |
400 |
400 |
400 |
1200 |
|
* грантовые средства Фонда детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
15685,5 |
18417 |
17744 |
51846,5 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Повышение уровня качества и эффективности деятельности учреждений и организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних в соответствии с выработанными нормами и стандартами, а также в результате привлечения новейших научных разработок (конечный результат - межведомственная общая база данных несовершеннолетних и неблагополучных семей, единая форма и критерии планирования отчетности). Увеличение числа высококвалифицированных специалистов системы центров "Дети улиц", комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних, ювенальных социальных работников (в т.ч. при судах), привлекающихся к работе в области проблем семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и зависимого поведения среди несовершеннолетних - на 20% от числа специалистов указанной категории за 2009 г. (800 чел). Увеличение числа специалистов, прошедших специальную подготовку в области проблем детского и семейного неблагополучия, в том числе ювенальных социальных работников, (в рамках повышения квалификации, стажировок, участия в информационно-консультационных семинарах, "круглых столах") - на 30% от числа специалистов указанной категории за 2009 г. (5000 чел.). Достижение адресной направленности городских профилактических мероприятий. Формирование обоснованных среднесрочных прогнозов изменения состояния детского и семейного неблагополучия. Увеличение числа несовершеннолетних и их семей, охваченных профилактической работой из числа: а) состоящих на учете в органах внутренних дел на 40% от числа несовершеннолетних указанной категории за 2009 г. (10000 чел.); б) состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на 50% от числа несовершеннолетних указанной категории за 2009 г. (9000 чел.). в) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы (в том числе досрочно/ с отсрочкой приговора) - на 65% от числа несовершеннолетних указанной категории за 2009 г. (360 чел.). Увеличение числа профилактических программ по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних группы риска и их семей, повышение качества предоставляемых оздоровительными учреждениями услуг. Увеличение количества организаций и учреждений, вовлеченных в систему профилактики и реабилитации несовершеннолетних на 30% от числа указанной категории учреждений и организаций за 2009 г. (3000 организаций и учреждений). |
* Денежные средства будут выделены Федеральным фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как программе-победителю конкурса проектов региональных программ.
Определения и понятия
В настоящей Программе используются следующие определения и понятия:
1. Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом - несовершеннолетние, совершившие правонарушение.
2. Профилактическая деятельность - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
3. Система профилактики - совокупность государственных учреждений, учреждений органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих взаимодействие по реализации социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на предупреждение правонарушений и профилактику беспризорности несовершеннолетних.
4. Профилактические услуги - услуги по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании, СПИДа и других негативных влияний социальной среды, оказываемые несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, и членам их семей.
5. Временные рабочие места - работа несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет и молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
6. Ювенальные технологии - комплекс мер, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, совершивших правонарушения, включающие в себя мероприятия юридического, социального, педагогического, медицинского и иного характера.
7. Ювенальные методики - методики, применяемые в работе с несовершеннолетними и молодежью, совершившими правонарушения.
8. Ювенальный социальный работник - специалист по социальной работе, социальный работник, в чьи функциональные обязанности входит организация и предоставление услуг для несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения.
9. Принципы восстановительного правосудия - подход к правосудию, основываясь на примирении сторон и возмещении ущерба.
10. Восстановительная медиация - примирительные процедуры.
11. Система служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми - совокупность учреждений и организаций различной правовой формы и ведомственной подчиненности по работе с детьми.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации является улучшение положения детей в таких направлениях как охрана и укрепление здоровья детей и подростков; профилактика социального неблагополучия семей с детьми; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
С целью развития системы социальной профилактики детского и семейного неблагополучия в последнее время приняты и реализуются различные программы на федеральном, региональном и городском уровнях.
Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей и решения проблем неблагополучия семей с детьми. Основной ее приоритет - ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, применение современных технологий и инноваций при решении данных проблем.
Создать условия, в которых Москва является городом, доброжелательным к детям, предполагает стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг. (постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг.").
В данном документе Правительство Москвы провозглашает принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей. С учетом стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы разработан Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг., что, в свою очередь, является продолжением мероприятий, направленных на поддержку и реабилитацию социально незащищенных слоев населения.
В ближайшей перспективе Правительство Москвы предполагает наиболее значимым формирование системы своевременного выявления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, принадлежащих к группе риска. Предполагается принятие мер по недопущению дискриминации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, безусловное соблюдение их прав. Снижение уровня насилия в отношении детей, развитие профилактической работы с социально неблагополучными семьями и семьями группы риска. Акцентируется внимание на развитие и апробацию новых эффективных технологий социальной и психолого-педагогической работы с различными категориями детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, при формировании городской политики в области защиты прав детей на ближайшие годы главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти должна стать именно профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия.
Реализация данной Программы предполагает учет современных правовых и научно-методических основ.
Общие вопросы защиты прав детей и основные приоритетные направления государственной политики в области детского и семейного неблагополучия регулируются такими документами, как:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1);
2. Программа действий ЮНИСЕФ "Создание городов, доброжелательных к детям";
3. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172);
4. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья";
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
6. Закон города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";
7. Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве";
8. Закон города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства";
9. Закон города Москвы от 13 апреля 2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
10. Закон города Москвы от 28 сентября 2005 г. N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
11. Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства";
12. Закон города Москвы от 19 марта 2008 года N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве";
13. Закон города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16 "О Комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы";
Правовые акты Правительства Москвы, в том числе содержащие городские целевые программы:
1. Постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг.";
2. Постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1061-ПП "О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.";
3. Постановление Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 864-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства";
4. Постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 611-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 864-ПП и дальнейшем взаимодействии органов государственной власти города Москвы с органами местного самоуправления";
5. Постановление Правительства Москвы от 25 июля 2006 г. N 564-ПП "О Концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006-2010 гг.";
6. Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 840-ПП "О Комплексе мероприятий по государственной поддержке развития детского общественного движения в городе Москве на 2008-2010 гг.";
7. Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. N 728-ПП "Об итогах реализации Комплексной городской программы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы и Плане мероприятий по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2008-2010 годы".
Активная деятельность органов исполнительной власти города Москвы в области социальной политики в отношении семей, нуждающихся в помощи государства, и защиты детства привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия в последнее время. Однако в условиях экономического кризиса наблюдается обострение как криминогенной ситуации в стране в целом, так и увеличение проблем несовершеннолетних, в том числе наблюдается рост детской преступности, асоциального поведения.
По данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по городу Москве, за 6 месяцев 2009 г. в межрайонных уголовно-исполнительных инспекциях УФСИН России по г. Москве было поставлено на учет вновь 177 несовершеннолетних (2,8% от общего количества лиц, взятых на учет), всего - 569 несовершеннолетних. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается ухудшение криминогенного состава несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях города Москвы. По итогам 6 месяцев 2009 года 23,4%, или 133 подучетных, осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбойные нападения, грабежи (АППГ - 19,5%). Увеличивается количество несовершеннолетних, которым судом назначается обязанность пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании.
В целом отмечается рост насильственно-корыстных преступлений среди подростков (разбоев, мошенничеств, вымогательств, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и сильнодействующих веществ). Усиливается агрессивность, жестокость, присутствующие при совершении преступлений и общественно опасных деяний: почти 85% общественно опасных деяний, совершаемых подростками, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, связано с нанесением ими телесных повреждений.
Как показывает анализ, практически треть несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях города Москвы, проживает в неблагополучных семьях. У многих подростков наблюдаются отклонения в психическом здоровье. Более 75% подростков употребляют или ранее употребляли алкогольные напитки и наркотические средства. Более 50% подростков совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. В основном, преступления в несовершеннолетнем возрасте совершают юноши 90,6%, а количество девушек, совершивших преступление, от общего числа составляет 9,4%.
По результатам исследований, проведенных психологами межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, факторами, влияющими на социально-психологическое неблагополучие подростков, являются:
а) злоупотребление родителями спиртными напитками;
б) воспитание в неполных семьях, в которых дети испытывают недостаток опеки и контроля;
в) воспитание в социально неблагополучных семьях, в которых часто возникают конфликты;
г) низкий морально-нравственный и культурный уровень развития родителей;
д) неблагоприятные жилищно-бытовые условия;
е) отсутствие необходимых социальных навыков у несовершеннолетнего;
ж) социально-педагогическая запущенность подростка, отставание от сверстников;
з) склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Проявление различных видов психических зависимостей;
и) наличие признаков виктимного поведения. Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения.
В настоящее время требуется совершенствование процесса по выявлению родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию, содержанию и обучению своих несовершеннолетних детей, а также выявление родителей, которые жестоко обращаются с детьми.
Так, в 2009 г. было выявлено и поставлено на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних 3390 неблагополучных родителей и только 10% их них - на основании информации, полученной от субъектов профилактики.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев заявил, что "...борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений". В качестве основного направления деятельности в данной области Правительство РФ предлагает проведение специальной общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
См. Концепцию проведения информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми на территории г. Москвы в 2010 г., утвержденную распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2010 г. N 725-РП
По данным Ассоциации детских телефонов доверия на 500000 ежегодных обращений 3,5% и 3,3% приходится на насилие и жестокое обращение и нарушение прав ребенка соответственно. По данным Генеральной прокуратуры РФ, жестокое обращение с несовершеннолетними приобрело массовый характер. За период 2000-2007 гг. малолетними жертвами насилия стали около 194 тысяч детей.
Сложившаяся ситуация в области детского и семейного неблагополучия в городе Москве, усугубленная экономическим кризисом, будет иметь тенденцию к ухудшению. Поэтому требуется совершенствование структуры профилактики данной области. Это позволит учесть современные направления в социальной политике Российской Федерации, а также привести существующую систему профилактики в соответствие с новейшими инновационными технологиями решения проблем детского и семейного неблагополучия.
Так, начиная с 1997 года, выстроены основы профилактической работы, осуществляемой во взаимодействии с профильными учреждениями и организациями. По данным статистики, в конце 2007 года численность населения в городе Москве составила более 10,2 млн. человек. По данным префектур административных округов, в городе Москве проживает около 2 млн. несовершеннолетних жителей. Всего в городе существует 125 внутригородских муниципальных образований, которые отличны друг от друга по многим параметрам, в том числе по таким, как наличие определенной социальной инфраструктуры, контингент проживающего населения, уровень жизни и др.
На сегодняшний день в городе Москве работают 11 центров "Дети улиц", 14 социальных приютов, 25 центров социальной помощи семье и детям. Практически в каждом районе города действуют психолого-медико-социальные центры системы образования, центры социального обслуживания населения, Центры социальной помощи семье и детям.
Созданная система профилактики в области работы с несовершеннолетними группы риска, сформированная инфраструктура, отлаженный процесс планирования, организации и контроля за проведением профилактический мероприятий является хорошим фундаментом для формирования комплексной инновационной территориальной системы "шаговой доступности" профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних.
Создание системы, отвечающей современным потребностям общества в области детского и семейного неблагополучия, невозможно без учета уже имеющегося положительного опыта профилактической работы в данной области, а также четкого определения круга решаемых проблем.
Вопрос социального неблагополучия семей с детьми актуален во всем мире. Деструктивные процессы в семье возникают в условиях, когда ее члены попадают в трудную жизненную ситуацию. Общая характеристика трудной жизненной ситуации представлена и законодательно закреплена в Федеральном законе от 10 декабря 1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить свое положение и определить возможность его улучшения. Это обязательно предполагает поиск и выбор принципиально новых стратегий поведения, что не всегда представляется возможным в позитивном плане. Иногда деструктивные стратегии (асоциальный образ жизни, алкоголизм, наркомания, тунеядство и т.п.) видятся как наиболее простой выбор для дальнейшего существования семьи, что, как следствие, отражается на положении несовершеннолетних и ведет к жестокому обращению с детьми, вовлечению их в противоправную и асоциальную деятельность, приводит к формированию девиантного поведения. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникающие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке со стороны родителей и если не находит ее, то неминуемо вовлекается в асоциальную деятельность.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации", ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь, что значительно повышает эффективность профилактики детского и семейного неблагополучия.
Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Особое внимание отводится детям, убегающим из дома, школы, брошенным родителями, испытавшим насилие, употребляющим алкоголь и наркотики, занимающимся проституцией. Работа с ними строится на принципе превентивных мер. На понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия.
В Голландии актуальны проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в основном, с некоренным населением. Например, при работе с подростками, совершившими правонарушение, предлагается возместить материальный или моральный ущерб собственным трудом. Социальный работник выступает в качестве посредника, пытаясь найти компромисс между родителями подростка, потерпевшим и прокуратурой. Подросткам предлагается несколько вариантов устранения последствий правонарушения, договоренность оформляется документально и осуществляется жесткий контроль за ее выполнением всеми сторонами.
В США акцент в работе с несовершеннолетними преступниками и правонарушителями перенесен из области судебного наказания к исправлению их поведения по месту жительства. Основным ресурсом реализации программ профилактики является мобилизация общественности.
В Германии приоритетным провозглашается внешкольное обучение молодежи; привлечение молодежи в спортивные организации; педагогическая защита и консультация, социальная работа с молодежными группами; развитие служб социально-педагогической помощи семье; интенсивная социально-педагогическая помощь подростку. Ведущим в работе является открытый подход к подросткам, доверие, сохранение анонимности.
В Великобритании местными властями оказываются социальные услуги и предлагается помощь тем семьям, где требования к воспитанию детей превышают имеющиеся в семье ресурсы. Контакт с семьей может включать индивидуальную работу (поддержка и консультирование), советы по получению пособий и по управлению финансами.
Международный опыт в области преодоления социального сиротства в таких странах, как Великобритания и Соединенные Штаты Америки, показывает, что лучше всего заботиться о детях могут только их родители. Поэтому в Программе акцент сделан на необходимость оказания помощи и поддержки со стороны государства и гражданского общества семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, для обеспечения их бесплатного доступа к широкому кругу специалистов.
В Российской Федерации также имеется положительный опыт реализации программно-целевого подхода к системе профилактики в таких регионах, как Республика Башкортостан, Красноярский, Пермский края, Томская, Новгородская, Нижегородская, Волгоградская, Вологодская области, Санкт-Петербург, и других. Так, например, в Пермском крае ведется активная работа по сопровождению несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, не только до совершеннолетия, но и до 23 лет. Во всех территориях Пермского края в деятельность субъектов профилактики внедряются восстановительные технологии. В учреждениях образования края создано более 190 школьных служб примирения, работа которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций на ранней стадии их возникновения. Специалисты социальных служб и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав прошли обучение восстановительным технологиям.
В Архангельской области муниципальными учреждениями осуществляется организационно-методическая, коррекционно-развивающая и рекламно-просветительская профилактическая работа с конкретной семьей. В Санкт-Петербурге профилактическая деятельность осуществляется государственным учреждением "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "Контакт" с привлечением общественных организаций. В рамках своей деятельности данный центр организует рейды "Социальный патруль" на территориях районов Санкт-Петербурга. Основными целями данных рейдов является выявление безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений, находящихся в трудной жизненной ситуации; прием на воспитательное сопровождение несовершеннолетних и молодежи; проведение социального расследования об окружении выявленных несовершеннолетних и молодежи, безнадзорных и склонных к совершению правонарушений и преступлений.
Текст приводится в соответствии с источником
по городу Москве, за 6 месяцев 2009 г. в межрайонных уго-
В Пензенской области принята муниципальная программа по выявлению, лечению и реабилитации лиц, злоупотребляющих алкоголем. Созданы муниципальные межведомственные комиссии по работе с проблемными семьями, осуществляется мониторинг эффективности работы, действуют советы общественности по профилактике правонарушений. В 2007 году в Пензенской области возрожден "институт наставничества". Почти за всеми подростками, состоящими на учете в милиции, закреплены шефы-наставники, которые ведут постоянную профилактическую работу со своими подопечными. В Тюменской области сформирован информационный ресурс "Электронный паспорт семьи", представляющий собой базу данных о семьях, а также сформирован и успешно функционирует в межведомственном взаимодействии "Банк данных семей и несовершеннолетних группы особого внимания".
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств. В таких условиях возможно направить имеющиеся ресурсы на решение стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных социальных явлений в жизни города. Эффективность решения организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, программно-целевым методом проявилась в ходе реализации предыдущих городских программ: постановление Правительства Москвы от 25 февраля 1997 г. N 137 "О программе "Дети улиц" на 1997 год" и постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 778-ПП "О городской целевой программе "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)"
В рамках программно-целевого подхода возможна разработка максимального количества инновационных технологий уже в ближайшей перспективе при использовании необходимой бюджетной поддержки. Что позволит обеспечить концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений деятельности и целевых групп, в каждом из которых средства бюджета города Москвы направляются на реализацию важнейших индивидуально-реабилитационных программ и проектов, существенно влияющих на достижение поставленных целей.
Развитие территориальной системы предполагается, прежде всего, проведением мониторинга насыщенности районов города учреждениями системы профилактики и на его основе создание недостающих звеньев, в том числе мобильных отделений (кабинетов) межрайонных центров "Дети улиц". Что обеспечит эффективность оказания адресной поддержки и помощи несовершеннолетним и семьям.
Программа ориентирована на следующих лиц:
а) несовершеннолетние, проживающие в социально неблагополучных семьях и испытывающие потребность в оказании социально-педагогической, правовой и иной поддержки;
б) несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
в) несовершеннолетние и семьи, имеющие детей, состоящих на внутришкольном учете;
г) несовершеннолетние, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы (в том числе досрочно или с отсрочкой приговора);
д) социально-неблагополучные семьи и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Важным является развитие системы ювенальных технологий в городе Москве. В ее рамках осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию несовершеннолетнего, в том числе и после жестокого обращения с ним.
Актуальна работа с несовершеннолетними в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, их социализация в инфраструктуре мегаполиса.
II. Основные цели и задачи Программы
Данная Программа позволит создать условия для профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних, разработать и реализовать комплекс мероприятий, связанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям в результате достижения следующих целей:
I. Развитие ювенальных технологий в городе Москве, в т.ч. формирование, развитие, распространение в городе Москве института взаимодействия ювенальных социальных работников с судами.
II. Повышение качества и уровня согласованности работы специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних путем создания территориальной системы "шаговой доступности" профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних.
III. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных.
IV. Социализация и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.
Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Четкое разграничение полномочий и функций учреждений системы профилактики с учетом групп несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в контексте отклоняющегося поведения, а именно группы риска по повторным преступлениям, агрессивному поведению, бродяжничеству, родительской бесконтрольности, по возрастным категориям, семейному насилию, риску употребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения и других.
2. Создание комплексной межведомственной информационной базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Организация системы статистического учета и анализа результатов деятельности центров и учреждений, занимающихся профилактикой детского неблагополучия, с прогнозированием развития и планированием работы подразделений. Организация взаимодействия в области обмена информацией со всеми организациями, занимающимися проблемами детского и семейного неблагополучия.
3. Модернизация сложившейся системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, создание кадрового резерва.
4. Разработка и внедрение новых программ и технологий по проблемам работы с несовершеннолетними и семьями, находящихся в социально опасном положении на основе использования научных методических разработок в области образования, социального воспитания, наркоконфликтологии, специальной педагогики и психологии, ювенальных технологий.
5. Развитие системы информационно-консультативных услуг в сфере социальной профилактики всех видов зависимостей.
6. Создание юридических консультационных центров анонимной правовой помощи несовершеннолетним и их семьям.
7. Развитие службы ювенальных социальных работников, в том числе института взаимодействия ювенальных социальных работников с судами; профессиональная подготовка и повышение квалификации ювенальных социальных работников.
8. Апробация на базе действующих учреждений новых технологий, разработанных научно-исследовательскими учреждениями и организациями, направленными на решение проблем профилактики детского и семейного неблагополучия.
9. Организация социальной среды, благоприятной для развития личности несовершеннолетних, включающей информационно-просветительскую и пропагандистскую деятельность с несовершеннолетними, их родителями и социальным окружением с привлечением средств массовой информации, интернет-ресурсов, муниципальных органов самоуправления. Создание механизма формирования общественного мнения, толерантного к проблемам несовершеннолетних группы риска и активной жизненной позиции относительно их ресоциализации.
10. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных. Социализация и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.
11. Обеспечение получения постоянной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле.
12. Улучшение координации усилий всех учреждений, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом.
13. Создание социально-экономических механизмов мотивации граждан к участию в волонтерском движении, участию в наставнической работе с несовершеннолетними группы риска.
14. Создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи детям, находящимся в кризисной и (или) конфликтной с законом ситуации.
15. Модернизация сложившейся системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, создание кадрового резерва.
16. Развитие системы служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом.
17. Внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
18. Создание территориальной системы "шаговой доступности" профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних при системообразующей роли Департамента семейной и молодежной политики города Москвы во взаимодействии с государственными, муниципальными учреждениями, общественными, некоммерческими организациями города Москвы, занимающимися проблемами профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района.
19. Формирование блока инновационных профилактических программ для подростков и молодежи, рассчитанных на работу в малых группах, в том числе с ориентацией на:
а) профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних;
б) организацию трудовой занятости несовершеннолетних, предполагающей осуществление профориентационной работы, выработку мер по стимулированию как самих несовершеннолетних, так и потенциальных работодателей, включая привлечение к сотрудничеству молодежных студенческих и иных трудовых отрядов, проведение профессионально-трудовых лагерей;
в) оказание безработным гражданам в возрасте от 16 до 18 лет, не имеющим профессии, в приоритетном порядке услуг по профессиональному обучению по направлению органов службы занятости;
г) организацию работы по информированию подростков и их родителей об основах трудового законодательства для несовершеннолетних, возможности трудоустройства, профессионального обучения, участия в молодежных программах социально-трудовой адаптации;
д) содействие трудоустройству молодежи в возрасте от 14 до 18 лет в рамках мероприятий программы "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет";
е) содействие трудоустройству безработных граждан в возрасте от 16 до 18 лет в рамках программ "Организация общественных работ" и "Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы";
ж) организацию и проведение специализированных молодежных ярмарок вакансий;
з) вовлечение несовершеннолетних группы риска в виды деятельности, ведущие к формированию здорового образа жизни, т.е. стимулирование занятий физической культурой и спортом, в особенности экстремальными и популярными в молодежной среде видами спорта, туристической, краеведческой деятельностями, развитие форм кружковой работы с привлечением досуговых учреждений.
III. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые формируются Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы при участии органов исполнительной власти города Москвы, ГУВД по г. Москве (по согласованию), Управления Федеральной службы исполнения наказания по городу Москве (по согласованию), Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (по согласованию), Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве (по согласованию), органов местного самоуправления города Москвы (по согласованию).
При формировании мероприятий Программы учитываются следующие принципы:
1. Обязательность достижения согласованности мероприятий Программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также по срокам их выполнения;
2. Обеспечение согласованности целей и задач Программы с требованиями федеральных законов и законов города Москвы, программой социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы;
3. Концентрация ресурсов на выполнение приоритетных мероприятий по созданию территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, испытывающих трудности социализации, имеющих ограниченные возможности, проживающих в социально неблагополучных семьях и испытывающих потребность в оказании социально-педагогической, правовой и иной поддержки; несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции;
4. Обеспечение необходимой координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций города Москвы при выполнении Программы;
5. Использование отечественного и зарубежного научного потенциала и имеющегося опыта организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Начало реализации Программы - 2010 год, окончание реализации программы - 2012 год.
Реализация Программы будет осуществляется в соответствии с ежегодными планами в два этапа. План рассматривается на заседании коллегии Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Первый начальный этап (2010-2011 гг.) предусматривает:
а) инвентаризацию и систематизацию имеющихся ресурсов;
б) создание совокупности индивидуально ориентированных программ первичной профилактики, раннего вмешательства и реабилитационных программ;
в) привлечение в сферу профилактики дополнительного ресурса общественных и некоммерческих организаций для участия в реализации приоритетных направлений на основе научных и методических разработок путем формирования государственного и муниципального социального заказа;
г) развитие волонтерского движения, формирование института наставничества;
д) привлечение дополнительных источников финансирования.
Второй этап (2011-2012 гг.) предусматривает:
а) формирование механизмов устойчивого развития эффективной инновационной системы профилактики;
б) реализацию прорывных направлений научно-методического развития, таких как изменение способа организации доступа к получению услуг профилактического характера;
в) мониторинг качества, эффективности и полноты реализации Программы;
г) внедрение ювенальных технологий;
д) рост социального эффекта через изменение мотивации несовершеннолетних и их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, от "иждивенчества" к "партнерству".
Мероприятия Программы должны распределяться по пяти направлениям с учетом приоритетов Программы, в качестве которых предлагается принять следующие особо значимые свойства и характеристики профилактики раннего семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних:
1) Обеспечение развития территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних в городе Москве;
2) Обеспечение в ходе реализации Программы эффективного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с государственными, муниципальными учреждениями, общественными, иными некоммерческими организациями города Москвы на уровне: город - округ - район;
3) Достижение уровня качества и эффективности деятельности учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия в соответствии с выработанными нормами и стандартами, ведение статистического учета и анализа;
4) Оказание несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, адресной юридической помощи и дальнейшее их сопровождение; урегулирование конфликтов в интересах ребенка; повышение уровня правового воспитания несовершеннолетних;
5) Необходимо также учитывать, что социально-профилактическая сфера как объект управления характеризуется разнообразием социальных связей, реализуемых внутри системы профилактики; потребностью в охвате различных групп несовершеннолетних с устойчивой социальной дезадаптацией; многокритериальностью оценок эффективности деятельности системы профилактики.
Направление 1. Осуществление профилактики раннего семейного неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних. Повышение качества и согласованности работы социальных ресурсов города.
Контроль за выполнением профилактических мероприятий осуществляет Московская городская межведомственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы является координатором работы по реализации программы.
Мероприятия по профилактике детского и семейного неблагополучия на уровне районов города Москвы осуществляются в сотрудничестве с управами города, органами местного самоуправления, общественными организациями. "Шаговая доступность" таких мероприятий и адресность оказываемой помощи реализуется путем их непосредственного проведения в районах города, а также с использованием мобильных средств профилактической работы. Такая форма организации профилактики в районах малозатратна, позволяет насыщать услугами профилактического характера любой район города Москвы с необходимой частотой, приглашать различных специалистов для единовременных консультаций, организовывать межведомственное взаимодействие.
Мероприятия по антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганде и пропаганде здорового образа жизни предполагают информирование несовершеннолетних группы риска, а также членов их семей о вреде, наносимом обществу и социально-психологическому здоровью личности употреблением различных психоактивных веществ.
Проведение просветительской работы с родителями, в том числе развитие системы дворовых общественных родительских советов позволяет формировать активную гражданскую позицию населения относительно их участия в решении проблем профилактики. Такого рода мероприятия предполагают повышение грамотности родителей в области воспитания детей, в сфере проблем, связанных с возрастными особенностями развития личности, правовыми основами деятельности семьи, соблюдения и защиты прав ребенка.
Мероприятия по освещению проблем детской беспризорности, безнадзорности, алкоголизма, наркомании и табакокурения в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, предполагают создание информационной среды, в полной мере отвечающей запросам общества. Это дает возможность обеспечить доступ населения.
Одной из важнейших сторон профилактической деятельности является организация и проведение окружных, районных акций и мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, позитивное общение, недопущение различных форм насилия, укрепления позитивных социальных ценностей и культуры мира, направленных на профилактику конфликтов на национальной и культурной почве среди детей и подростков. Данные мероприятия предполагают повышение культуры населения города в области межнациональных отношений. Организация совместной деятельности в интернациональных группах помогает лучше понять и принять людей различных национальностей. Изучение истории других народов, приобщение к их культуре, обмен культурными традициями позволяет сформировать у несовершеннолетних толерантное межкультурное мировоззрение. Участие представителей различных национальных общин в обсуждении проблем, связанных с детьми-мигрантами, позволит принимать грамотные решения в области социальной реабилитации данной категории несовершеннолетних.
Проведение уличной социальной работы предполагает выявление несовершеннолетних, находящихся без надзора родителей или опекающих их лиц, что позволяет определить степень насыщенности инфраструктуры районов города необходимыми средствами и учреждениями для организации досуга молодежи, провести первичную консультационную работу с несовершеннолетними группы риска, а также осуществить раннее выявление детского и семейного неблагополучия.
Массовые акции с привлечением большого количества молодежи способствуют созданию зон, свободных от наркотиков и табака.
Проведение межведомственных мероприятий по ранней диагностике детского и семейного неблагополучия направлено на оптимизацию и структурирование реабилитационного пространства с точки зрения выявления неэффективных учреждений и ведомств, принятие мер по изменению действующей системы. Это оптимизирует затраты и исключит дублирование функций.
Направление 2. Обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественными пунктами охраны порядка и другими организациями на уровне: округ - район.
Разработка системы повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, предполагает повышение качества работы в области профилактики детского и семейного неблагополучия, обеспечение профессионального роста специалистов.
Разработка программ по привлечению для работы в учреждениях и организациях специалистов, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия, выпускников профильных вузов и колледжей обусловливает повышение эффективности проводимых мероприятий. Привлечение квалифицированных молодых кадров обеспечивает преемственность и инновационность проводимых мероприятий.
Организация межведомственных совещаний, семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам взаимодействия и совершенствования работы в области семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних способствует обмену опытом работы в данной области, обеспечивает укрепление межведомственных связей, дает возможность оперативного решения "острых" срочных вопросов.
Направление 3. Развитие научно-методической деятельности по изучению и поиску новых технологий работы с несовершеннолетними группы риска.
Данные мероприятия позволяют гармонично сочетать накопленный практический опыт в области профилактики с современными научными достижениями, внедрять современные инновационные технологии, гибко реагировать на изменившиеся условия среды, осуществлять кратко- и среднесрочное прогнозирование развития ситуации детского и семейного неблагополучия в городе Москве.
К наиболее актуальным относятся мероприятия, направленные на:
а) проведение исследований, направленных на разработку технологий диагностики, профилактики и ресоциализации несовершеннолетних группы риска, в том числе имеющих проблемы с законом;
б) проведение исследований, направленных на изучение различных аспектов раннего неблагополучия в семье и технологий ранней диагностики и профилактической работы;
в) сбор данных и ведение учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
г) разработку программ профилактики различных сторон асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних, пропаганда здорового образа жизни;
д) организацию конкурсов программ, разработок по проблемам несовершеннолетних.
Направление 4. Развитие ювенальных технологий в городе Москве. Работа в данной области позволяет реализовать принцип превентивности в работе с неблагополучными в социальном плане несовершеннолетними и их семьями, осуществлять гибкую политику в системе предупреждения правонарушений и правоприменительной практики.
Реализация ювенальных технологий в рамках профилактики детского и семейного неблагополучия предполагает:
1. Мониторинг законодательства, нормативного правового обеспечения и правоприменительной практики в области защиты прав ребенка и профилактика правонарушений;
2. Обеспечение взаимодействия в соответствии с действующим законодательством ювенальных работников с судами и различными ведомствами;
3. Привлечение профессиональных юристов для организации и проведения консультаций по вопросам правовой защиты несовершеннолетних;
4. Совершенствование форм и методов работы с пенициарными учреждениями, центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и детскими домами по предупреждению правонарушений и созданию условий социальной адаптации детей, содержащихся в вышеуказанных учреждениях;
5. Осуществление правовой экспертизы проектов мероприятий, оценки судебной и правоприменительной практики.
Направление 5. Противодействие насилию и жестокому обращению с детьми и подростками.
Мероприятия данной направленности предполагают создание нормативно закрепленного порядка действий при выявлении факта жестокого обращения, разработку критериев и формирования навыков распознавания признаков жестокого обращения с детьми специалистами системы профилактики. В целях оптимизации работы по противодействию жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними и улучшения оказания им своевременной помощи важным является предоставление информации о доступности получения экстренной анонимной помощи детям, возможность рассказать о своих проблемах по телефону доверия, привлечение внимания общественности к проблемам насилия в семье, осуществление общественного контроля за семьей.
Стратегия организации мероприятий Программы представлена в Приложении 2 к Программе, перечень мероприятий Программы - Приложении 3 к Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа предполагает смешанное финансирование.
1. Средства, предусмотренные в бюджете города Москвы на текущую деятельность исполнителей.
2. Внебюджетные источники, в том числе средства Федерального фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по итогам проведенного конкурса проектов региональных программ.
В целях гибкого реагирования на социально-экономическую обстановку в городе Программой будет рассмотрена возможность финансирования мероприятий по трем сценарным вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому.
Базовый вариант предполагает стабильное развитие, проведение тех мероприятий, финансирование которых предусмотрено. Создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних в соответствии с поставленными задачами.
Реалистический вариант предусматривает частичное выполнение комплекса мероприятий Программы, развитие территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних на основе имеющихся материальных и кадровых ресурсов.
Оптимистический вариант предусматривает безусловное выполнение всего комплекса мероприятий Программы. Создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних, охватывающей каждый район города Москвы.
В процессе реализации Программы возможна ее корректировка в соответствии с благоприятными изменениями экономической ситуации в стране.
Для реализации Программы в городе существует ресурс учреждений и специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По состоянию на 1 июля 2009 года в городе работало 5984 учреждения (служб) профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, около 9000 специалистов.
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Формы и методы управления реализацией Программы основаны на сложившейся структуре управления учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детского и семейного неблагополучия, на ежеквартальном планировании и отчетности о содержательной, организационной и финансовой деятельности и исходят из социально-профилактических интересов и запросов жителей города Москвы, регистрируемых в ходе социологических и статистических исследований.
В ходе реализации Программы будут осуществляться мониторинг реализации этапов, целей и задач, промежуточная и итоговая оценка эффективности проводимых мероприятий, что отразится в публичной оценке реализации Программы с привлечением независимых общественных экспертов. С учетом социально-экономической ситуации в стране, а также по итогам экспертиз возможны изменения в системе планирования мероприятий Программы.
Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайтах государственных заказчиков Программы в сети Интернет.
Полномочия заказчика-координатора и исполнителей в рамках настоящей программы:
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы является государственным заказчиком-координатором и в ходе выполнения Программы:
осуществляет контроль в части реализации Программы за деятельностью участников Программы;
на основании предложений государственных заказчиков Программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
вносит в Правительство Москвы проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для выполнения Программы;
составляет детализированный организационно-финансовый план по реализации Программы;
подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленные законом сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Правительство Москвы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Правительство Москвы предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости).
В целях реализации Программы Департамент семейной и молодежной политики города Москвы направляет государственные задания подведомственным Государственным учреждениям города Москвы Городской Центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц"; Межрайонные центры "Дети улиц".
Органы исполнительной власти города Москвы принимают участие в Программе и ежегодно представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана по реализации Программы, по уточнению целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы, согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансового обеспечения, представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы в соответствии со своими основными видами деятельности.
Департамент образования города Москвы:
по вопросам организации системы работы с детьми, подростками с отклоняющимися формами поведения;
оказания содействия семье по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;
консультирования родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и профессионального самоопределения детей;
принятия мер по развитию сети учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
участия в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
ведения учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; разработки программ и методик направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и проч.
Департамент здравоохранения города Москвы:
по вопросам взаимодействия и координации работы с федеральными органами управления, городскими организациями, учреждениями и службами, профсоюзными, общественными и религиозными объединениями, другими организациями и ведомствами по выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения, в том числе и несовершеннолетних граждан.
Департамент социальной защиты населения города Москвы:
по вопросам осуществления мониторинга социально-экономического положения неблагополучных семей;
по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, предупреждения бродяжничества;
по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Департамент физической культуры и спорта города Москвы:
по созданию благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малоимущих семей, с ограниченными физическими возможностями;
по созданию условий для вовлечения детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом;
по созданию условий для работы с одаренными детьми и участие в осуществлении адресной социальной поддержки детей, имеющих повышенную мотивацию к спортивным достижениям;
по участию в разработке комплекса мер по созданию условий для профессиональной ориентации и образования детей и подростков.
Департамент культуры города Москвы:
по повышению общей культуры населения, пропаганде культурных традиций, обучению навыкам самообразования в области культуры, искусства и творческой деятельности;
по пропаганде позитивных социальных ценностей, здорового образа жизни, активного противодействия насилию, преступности, распространению наркомании и алкоголизма;
по воспитанию культуры межнациональных отношений, профилактике конфликтов на национальной и религиозной почве среди детей и подростков.
Департамент труда и занятости населения города Москвы:
по содействию в организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
по содействию в организации временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетних граждан;
по профориентации и психологической поддержке несовершеннолетних граждан.
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы:
по осуществлению правового, аналитического и организационного обеспечения реализации политики Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам деятельности территориальных органов исполнительной власти;
по межотраслевой координации работы с населением, развития форм участия жителей в реализации планов и программ Правительства Москвы;
по координации деятельности префектур и муниципальных образований города Москвы.
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы:
о мероприятиях по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе за соблюдением организациями законодательства, регулирующего оборот алкогольной и табачной продукции в отношении несовершеннолетних;
о принятых решениях об отказе в выдаче, приостановлении действия, прекращении действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий по фактам продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы:
по организационному содействию в разработке и распространении социально значимой рекламы и информации, включая московскую печатную прессу, специализированные журналы, телеканалы, радио- и интернет-издания, функционирующие в том числе в рамках системы городских порталов.
Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:
по разработке и реализации мероприятий по повышению качества и эффективности взаимодействия Правительства Москвы с партнерами по межрегиональному, международному и этнокультурному сотрудничеству, с национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями города Москвы.
Комитет общественных связей города Москвы:
по взаимодействию с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, в том числе с организациями, занимающимися благотворительной деятельностью;
по содействию в проведении общественного контроля и общественной экспертизы проектов городских социальных программ, проектов законов и иных правовых актов города Москвы, проектов федеральных законов в социальной сфере, в том числе по вопросам взаимодействия органов государственной власти города Москвы с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями;
по развитию детского движения в городе Москве;
по оказанию организационного, методического, информационного содействия детским организациям и объединениям в осуществлении их деятельности, проведении социально значимых мероприятий, реализации социальных проектов;
по организации акций, фестивалей, конкурсов, инструктивных сборов и лагерей актива детского движения Москвы;
по содействию развития благотворительности и добровольчества в городе Москве;
по профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации подростков и молодежи;
по участию общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации городских целевых программ и отдельных мероприятий.
Комитет по связям с религиозными организациями города Москвы:
по осуществлению взаимодействия и обеспечения контактов Правительства Москвы с религиозными объединениями и их представителями;
по содействию укрепления межконфессионального мира и согласия, а также предотвращению конфликтов на религиозной почве;
по имеющимся у традиционных религиозных конфессиях, действующих на территории города Москвы, программах по социализации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
по осуществлению общего контроля деятельности органов и учреждений территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних;
по осуществлению связующей функции между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних, а также восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями.
Органы опеки и попечительства при муниципалитетах города Москвы:
по осуществлению деятельности в рамках обеспечения своевременного выявления несовершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах;
по социальному патронату, учету детей, в отношении которых установлен социальный патронат;
по проведению работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
ГУВД по г. Москве, УФСИН по г. Москве, УФМС по городу Москве, УФСКН по городу Москве участвуют в настоящей Программе по согласованию и в пределах имеющихся полномочий.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается Координационный Совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных, общественных, иных некоммерческих организаций города Москвы, включая органы опеки и попечительства при муниципалитетах города Москвы, и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в координационном совете осуществляется в установленном порядке.
Координационный Совет возглавляет председатель - руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. Положение о Координационном Совете и его персональный состав утверждаются приказом руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Координационный Совет осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике и объемам финансового обеспечения заказов на выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития города Москвы;
выявление и решение технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В ходе реализации Программы предполагается достижение социально-гарантированного уровня профилактики детского и семейного неблагополучия.
При выполнении запланированного комплекса мер прогнозируется следующее:
насыщение территории каждого района обязательным минимальным комплексным набором профилактических и реабилитационных программ по раннему вмешательству и профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и аддитивного поведения среди несовершеннолетних города Москвы;
достижение адресной направленности городских профилактических мероприятий;
повышение уровня качества и эффективности деятельности учреждений и организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних в соответствии с выработанными нормами и стандартами, а также в результате привлечения новейших научных разработок;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с учреждениями системы государственных, муниципальных, общественных, иных некоммерческих организаций города Москвы, занимающихся проблемами профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района;
увеличение числа высококвалифицированных специалистов, привлекающихся к работе в области проблем семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и зависимого поведения среди несовершеннолетних;
формирование обоснованных среднесрочных прогнозов изменения состояния детского и семейного неблагополучия;
сокращение числа безнадзорных и беспризорных детей и неблагополучных семей;
развитие инфраструктуры отдыха и организации досуга несовершеннолетних группы риска и их семей;
увеличение количества и повышение эффективности мероприятий по профилактике правонарушений, социально опасного поведения, вредных привычек и зависимостей несовершеннолетних;
снижение распространенности употребления психоактивных веществ, курения, употребления алкогольных напитков, пива и асоциального поведения среди несовершеннолетних.
сокращение совершения несовершеннолетними повторных правонарушений и преступлений;
повышение информированности населения о профилактических услугах в городе Москве;
возрастание доли дел в отношении несовершеннолетних, рассмотренных в суде и прекращенных за примирением сторон. Достижение в судах объективности рассмотрения обстоятельств дел несовершеннолетних с учетом их личностного развития, семейных обстоятельств и возможности исправления несовершеннолетних без лишения их свободы;
создание в городе Москве института ювенальных социальных работников, в том числе социальных работников при судах;
улучшение стандарта качества профилактических услуг.
Программа позволит выработать единую систему требований и методических рекомендаций с целью построения программ непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
В ходе реализации Программы повышать ее эффективность будет проведение мониторинга реализации этапов, целей и задач, промежуточная и итоговая оценка эффективности проводимых мероприятий, что отразится в публичной оценке реализации Программы с привлечением независимых общественных экспертов. С учетом социально-экономической ситуации в стране, а также по итогам экспертиз возможны изменения в системе планирования мероприятий Программы.
Эффективность Программы оценивается на основании фактических количественных оценок целевых индикаторов ежегодно в процентах по следующей формуле:
* 100 %,
где:
n - количество целевых индикаторов;
- планируемое значение i-го целевого индикатора (приложение N 1 к Программе);
- фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.
Реализация заданных в Программе мероприятий имеют различный удельный вес и значение для достижения основной цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.