Проект федерального закона N 206529-3
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
организации федерального железнодорожного транспорта - государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
имущество федерального железнодорожного транспорта - имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 3. Приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта
1. Приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - единый хозяйствующий субъект) путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта с последующим созданием в установленном порядке дочерних обществ.
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, которое по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не вносится в уставный каптал единого хозяйствующего субъекта, создаются иные открытые акционерные общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Единый хозяйствующий субъект
1. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация.
Решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждается устав единого хозяйствующего субъекта.
2. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации.
В уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в соответствии с указанным перечнем, в том числе, вносится имущество:
лечебно-профилактических учреждений;
образовательных учреждений;
жилищно-коммунального и спортивно-оздоровительного назначения;
культурного назначения.
В уставный капитал единого хозяйствующего субъекта может не вноситься имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, непосредственно не связанных с организацией движения поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте (промышленных, ремонтных, строительных организаций, организаций торговли), при условии, что соблюдены следующие условия:
организация не является единственным поставщиком товаров, работ и услуг для железнодорожного транспорта;
организация имеет заказчиков и рынок сбыта своей продукции помимо федерального железнодорожного транспорта;
выделение организации из состава федерального железнодорожного транспорта не приведет к росту издержек на железнодорожном транспорте, повышению тарифов на услуги железнодорожного транспорта и ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта.
Перечень объектов ограничиваемого в обороте имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом после внесения в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта определяется Правительством Российской Федерации.
3. Размер уставного капитала единого хозяйствующего субъекта на момент его создания определяется Правительством Российской Федерации исходя из стоимости подлежащих приватизации активов организаций федерального железнодорожного транспорта, но не выше балансовой стоимости указанных активов, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанной в сводном передаточном акте.
Земельные участки вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на земельные участки, иное недвижимое имущество, вносимые в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, оплачивается в размере не превышающем 10 процентов размера платы, установленной на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации за ними права хозяйственного ведения или праве оперативного управления на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
4. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Форма сводного передаточного акта, а также составленный сводный передаточный акт утверждается совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на каждую организацию федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Сводный передаточный акт от принимающей стороны подписывается единоличным исполнительным органом (президентом) единого хозяйствующего субъекта.
5. В целях составления передаточных актов на основании совместного решения федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта создаются инвентаризационные комиссии.
В состав инвентаризационных комиссий включаются представители территориальных органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, на территориях которых находится инвентаризуемое имущество.
6. Права и обязанности по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Опубликование утвержденного Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, является уведомлением кредиторов и должников о внесении имущества соответствующих организаций в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В течение месяца со дня опубликования Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, кредиторы вправе предъявить свои требования к этим организациям.
Предъявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке при определении состава имущества, вносимого в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
При этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на единого хозяйствующего субъекта.
Организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, продолжают осуществлять деятельность, требующую получения аккредитации и необходимых специальных разрешений (лицензий), впредь до получения такой аккредитации и переоформления специальных разрешений (лицензий) единым хозяйствующим субъектом (его дочерними обществами), после чего прекращаются и исключаются из Единого реестра юридических лиц в установленном порядке.
Специальные разрешения (лицензии) организаций федерального железнодорожного транспорта подлежат переоформлению на единый хозяйствующий субъект (его дочерние общества) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные организации федерального железнодорожного транспорта прекращаются и исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке после внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
7. Со дня включения организаций федерального железнодорожного транспорта в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на имущество, в том числе земельные участки, к единому хозяйствующему субъекту соответствующая организация федерального железнодорожного транспорта без согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе:
совершать следующие сделки или несколько взаимосвязанных сделок (за исключением сделок, предназначенных для обеспечения текущей хозяйственной деятельности организаций и выполнения ими планов по реконструкции и капитальному ремонту), которые влекут за собой возможность отчуждения имущества, составляющего более пяти процентов балансовой стоимости активов имущества организации, цена, которых превышает пяти # процентов балансовой стоимости активов имущества организации на дату утверждения ее последнего балансового отчета, стоимость которых более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
сокращать численность работников;
получать кредиты, осуществлять выпуск ценных бумаг, предоставлять займы и выдавать ссуды;
передавать имущество в аренду, залог или безвозмездное пользование;
приобретать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ (товариществ).
Статья 5. Органы управления единого хозяйствующего субъекта
1. Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах.
2. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа (президента) единого хозяйствующего субъекта осуществляются Правительством Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации.
Статья 6. Основы деятельности единого хозяйствующего субъекта
1. Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности:
эксплуатация, содержание и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа;
оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);
строительство объектов инфраструктуры железнодорожною транспорта общего пользования;
ремонт подвижного состава;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта;
содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта;
иные виды деятельности, предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта.
2. Единый хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность исходя из следующих основных принципов:
сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей единому хозяйствующему субъекту;
обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемых им перевозок (в том числе в особых условиях);
качественное оказание услуг по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и выполнение условий перевозок;
обеспечение гарантированного недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования;
обеспечение финансовой прозрачности всех видов деятельности единого хозяйствующего субъекта, проведение ежегодной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности единого хозяйствующего субъекта;
раздельное ведение учета доходов и расходов по видам деятельности единого хозяйствующего субъекта;
повышение уровня социальной защищенности работников железнодорожного транспорта;
осуществление перевозок для государственных нужд, а также воинских и специальных перевозок.
Единоличный исполнительный орган (президент) единого хозяйствующего субъекта ежегодно представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о финансово-хозяйственной деятельности единого хозяйствующего субъекта;
3. Единый хозяйствующий субъект обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке (в том числе по техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта) и гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несет ответственность за их осуществление, а также предоставляет органам внутренних дел на транспорте и специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы единого хозяйствующего субъекта, связанные с осуществлением указанных в настоящем пункте мероприятий, компенсируются соответственно из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Единый хозяйствующий субъект обеспечивает в установленном порядке защиту государственной тайны и защиту информации от утечки по техническим каналам в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 7. Ограничение оборота акций единого хозяйствующего субъекта
Все акции единого хозяйствующего субъекта находятся в собственности Российской Федерации.
Продажа и иные способы отчуждения, находящихся в федеральной собственности акций единого хозяйствующего субъекта, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями единого хозяйствующего субъекта осуществляется только на основании федерального закона.
Статья 8. Ограничение оборота имущества единого хозяйствующего субъекта
1. Единый хозяйствующий субъект не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:
магистральные железнодорожные линии со всеми искусственными сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, а также земельные участки, на которых расположены указанные объекты;
малодеятельные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение, а также земельные участки, на которых расположены указанные объекты;
информационные комплексы управления движением и система управления перевозками;
объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва, а также земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения и объекты гражданской обороны;
подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных перевозок;
объекты и имущество, предназначенные непосредственно для проведения аварийно-восстановительных работ.
Указанное имущество может находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или в федеральной собственности.
2. Единый хозяйствующий субъект с согласия Правительства Российской Федерации вправе передавать в залог, а также продавать и распоряжаться иным образом, влекущим за собой переход права собственности, следующим, находящимся в его собственности, имуществом:
акции дочерних обществ единого хозяйствующего субъекта;
малодеятельные железнодорожные линии, участки, станции со всеми искусственными сооружениями, а также земельные участки, на которых расположены указанные объекты (за исключением малодеятельных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение);
объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (кроме перечисленных в пункте 1 настоящей статьи).
Порядок распоряжения указанным имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжение иным образом имуществом, перечисленным в настоящем пункте, осуществляется единым хозяйствующим субъектом самостоятельно.
3. Единый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, не перечисленным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Часть пятую статьи 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст.1143) после слов "муниципальной системы здравоохранения" дополнить словами ", а также в учреждениях здравоохранения железнодорожного транспорта".
2. Статью 7 Федерального закона от 16 мая 1995 года N 74-ФЗ "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1922; 1999, N 16, ст.1929) дополнить частью второй следующего содержания:
"Положения статей 1 и 3 настоящего Федерального закона не распространяются на приватизацию имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
3. Первое предложение абзаца третьего пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.1; 2001, N 33, ст.3423) дополнить словами "если иное не установлено федеральным законом".
4. Часть вторую статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст.251) дополнить словами ", а также на случаи, установленные Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
5. Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года # 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 33, ст.3430) после слов "либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии" дополнить словами ", а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами".
6. Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст.251) следующие дополнения:
пункт 4 статьи 25 дополнить словами "если иное не установлено Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта";
в статье 43:
дополнить новым пунктом 15 следующего содержания:
"15. При приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта не применяются положения пункта 1 статьи 30 настоящего Федерального закона".
Пункты 15 - 17 считать соответственно пунктами 16 - 18.
7. Пункт 2 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2519) дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Положения настоящего пункта не распространяются на имущество федерального железнодорожного транспорта, относящееся к объектам культурного наследия".
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого числа месяца следующего за датой его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.