Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в части предоставления гражданам права ознакомления с материалами, находящимися в производстве прокуратуры)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. N 3-П пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре" был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации и, в частности, ее статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3). В постановлении указывалось, что по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, это положение Федерального закона во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.
Для устранения этого противоречия Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предлагается дополнить статьей 10.1, предусматривающей основания и порядок ознакомления граждан с соответствующими материалами.
Учитывая, что реализация прав гражданина не должна негативно сказаться на эффективности деятельности прокурорских работников, а также нарушить принцип невмешательства в осуществление прокурорского надзора, пунктом 1 новой статьи предлагается закрепить право гражданина на ознакомление с материалами только по окончании проверки.
В пунктах 1 и 2 предлагаемой статьи предусмотрен также ряд ограничений на ознакомление граждан с документами и материалами. Такие ограничения предопределены ч.2 ст.24 Конституции РФ, которая устанавливает право гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В частности, законами, ограничивающими ознакомление с материалами, ставшими поводом к возбуждению уголовного дела, а также с находящимися у прокурора материалами в связи с надзором за ОРД, дознанием, следствием, участием в рассмотрении уголовных дел судами, являются Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (содержащий в ст.5 запрет разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гражданина и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий) и УПК РФ, в котором дан исчерпывающий круг лиц, имеющих право на ознакомление с материалами уголовного дела.
Таким образом, законопроект направлен с одной стороны на предоставление гражданину в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации законного права ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, с другой - на соблюдение принципа независимости прокурорских работников и гарантии невмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.