Заключение
Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым
рынкам по проекту федерального закона N 214856-3 "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций", внесенному депутатами Государственной Думы
В.А.Тарачевым, И.Ю.Артемьевым, Н.П.Залепухиным, В.И.Зоркальцевым,
В.М.Зубовым, Г.В.Куликом, П.А.Медведевым, Ю.Г.Медведевым,
А.В.Митрофановым, А.Г.Чершинцевым, М.Л.Шаккумом, А.Н.Шохиным
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрел проект федерального закона N 214856-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Комитет считает, что корректировка законодательства о банкротстве банков, направленная на совершенствование государственной политики в сфере несостоятельности банков, повышения защиты интересов их клиентов, в первую очередь вкладчиков, является своевременной.
В этих целях проект федерального закона N 214856-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" содержит ряд законодательных новелл, направленных на повышение ответственности руководителей банков за своевременное принятие мер по предупреждению банкротства, предоставление Банку России дополнительных полномочий, необходимых для контроля ситуации в проблемных банках, а также на повышение эффективности, скорости и прозрачности процедур банкротства банков. Указанные предложения заслуживают поддержки.
Так, в целях снижения риска "увода" активов кредитной организации при возникновении угрозы ее несостоятельности законопроект предусматривает обязанность такой кредитной организации уведомлять Банк России о совершении крупных сделок с имуществом, которые могут повлечь негативные для кредиторов последствия. Законопроект также содержит более жесткие условия для определения наличия признаков несостоятельности кредитной организации и отзыва банковской лицензии: с одного месяца до 14 дней сокращен период просрочки исполнения обязательств кредитной организации перед кредиторами, свидетельствующей о ее неспособности удовлетворить предъявленные требования.
Специфика банковской деятельности, публичный характер деятельности банков в экономике, необходимость обеспечения справедливого и беспристрастного распределения конкурсной массы между кредиторами требует усиления механизмов государственного контроля за ликвидацией банков. Данное требование зафиксировано Правительством Российской Федерации и Банком России в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. Указанный документ предусматривает создание института корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией. В этой связи законопроект предполагает возложение функций ликвидации банков, привлекавших вклады населения, на Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Ликвидация иных кредитных организаций будет осуществляться специализированными организациями, аккредитованными в Банке России.
По мнению Комитета, такое разделение полномочий отвечает задаче государства по поддержанию социальной стабильности в обществе, укреплению доверия кредиторов к банковской системе. Комитет также отмечает, что законопроект подготовлен с учетом предложений и замечаний Правительства Российской Федерации и Банка России.
Комитет также отмечает актуальность законопроекта как в связи с созданием правовой базы гарантирования возврата вкладов граждан, так и в целях уточнения законодательства о банкротстве банков в связи с принятием новой редакции общего закона о несостоятельности (банкротстве).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 214856-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в первом чтении.
Одновременно в процессе доработки законопроекта ко второму чтению Комитет считает необходимым:
- учесть специфику банкротства банков исходя из новых процедур, предусмотренных новой редакцией Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в первую очередь в части совершенствования порядка включения требований кредиторов в реестр требований кредиторов);
- доработать порядок публичной реализации имущества кредитной организации - банкрота, а также предоставления корпоративным ликвидатором финансового обеспечения своей деятельности;
- уточнить ответственность учредителей (участников) кредитной организации за доведение ее до банкротства, имея в виду концентрацию ответственности на лицах, имевших возможность определять решения кредитной организации;
- предложить разработчикам законопроекта подготовить необходимые дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности за правонарушения и преступления в сфере банкротства банков.
Председатель Комитета |
В.М.Зубов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.