Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на предотвращение разрушения материально-технической базы образовательных учреждений независимо от их организационно правовых форм и повышение заинтересованности организаций в подготовке высококвалифицированных специалистов.
В связи с этим законопроект предусматривает принятие дополнения в пункт 1 статьи 264 второй части Налогового кодекса Российской Федерации, что позволит в сметах образовательных учреждений предусматривать расходы на приобретение основных средств для образовательных учреждений и тем самым поддержать их материально-техническую базу.
Действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации (последний абзац пункта 3 статьи 264) позволяет налогоплательщику относить к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, расходы на подготовку и переподготовку (в том числе повышение квалификации) кадров на договорной основе с российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. Однако расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, такими расходами не признаются и для целей налогообложения не принимаются. Данное ограничение представляется необоснованным. Оно не способствует заинтересованности организаций в обеспечении производства высококвалифицированными кадрами, "замораживает" их профессиональный рост. С другой стороны сокращается возможность притока средств в систему образования.
Законопроект предлагает снять такое ограничение и вносит изменение в последний абзац пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принятие положений, изложенных в законопроекте, позволит частично восстановить налоговые позиции образовательных учреждений, существовавшие до 1 января 2002 года и привести в соответствие нормативные положения в части налогового законодательства, предусмотренные в федеральных законах в области образования, с Налоговым кодексом Российской Федерации, привлечь дополнительные средства работодателей в сферу образования.
Законопроект полностью соответствует Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, разработанной Государственным Советом Российской Федерации и одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1756-р от 29.12.2001 г. Концепция базируется на общих принципах государственной политики в области образования. Эти принципы определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации в октябре 2000 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 - 2005 годы, утвержденной Федеральным законом в апреле 2000 года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
На современном этапе в сфере образования осуществляется широкий комплекс мер, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Модернизация системы образования затрагивает нормативно-правовые, экономические, организационно-правовые и содержательные аспекты образования.
Одним из направлений Концепции модернизации российского образования является создание современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширение изданий учебной литературы для всех уровней образования.
Важнейным элементом экономических отношений в образовании является создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых.
В настоящее время объем бюджетных средств, выделяемых образовательным учреждениям на приобретение основных средств недостаточен и не учитывает состояние материально-технической базы образовательных учреждений и потребности на ее восстановление.
Анализ проводимых инвентаризаций материально-технической базы государственных образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России, показывает, что 64 процента зданий и сооружений введено в эксплуатацию в 1956-1980 гг; а 16,5 процента зданий и сооружений имеют износ от 80 до 100 процентов и требуют замены.
В среднем уровень технической оснащенности в государственных высших учебных заведениях составляет 35 процентов. Сегодня, чтобы довести материально-техническое обеспечение вузов до требуемого уровня, потребуется около 30 млрд.рублей.
В таком же положении находятся и негосударственные образовательные учреждения.
До введения 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации образовательные учреждения имели налоговую льготу, которая позволяла направлять средства на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Потери образовательных учреждений при отмене налоговой льготы составляют около 3,2 млрд.рублей. Государство в 2001 году на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений предусмотрело 1,69 млрд.руб., в 2002 году - 1,95 млрд.руб.
Глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет в сметах образовательных учреждений по внебюджетной деятельности предусматривать расходы на приобретение основных средств.
Принятие дополнения к законопроекту позволит в сметах образовательных учреждений предусматривать расходы на приобретение основных средств и тем самым улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений.
Принятие вышеназванной поправки не уменьшит доходы государства, так как оно их еще не получило.
Депутаты Государственной Думы |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.