Правительство Российской Федерации рассмотрело проекты федерального закона N 267089-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (по вопросу об установлении порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей) и федерального закона N 267079-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР", внесенные депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.В.Крашенинниковым, и сообщает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" направлен на создание единой системы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Указанным законопроектом предполагается установить порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Федеральным законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения единого государственного реестра юридических лиц.
Принятие проекта федерального закона ликвидирует пробел в законодательстве, связанный с отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. Также будет устранена неопределенность в реализации гражданами конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, возникающая в связи с тем, что на практике указанные отношения регулируются, в том числе актами законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, а также актами органов, наделенных в настоящее время полномочиями по регистрации индивидуальных предпринимателей. При этом следует отметить, что в соответствии с нормой подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В связи с отсутствием необходимых расчетов в представленном финансово-экономическом обосновании дать заключение Правительства Российской Федерации на законопроект в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Согласно статье 3 проекта федерального закона до 1 января 2004 г. предполагается внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц об уже зарегистрированных индивидуальных предпринимателях на основании представляемого ими в соответствии с указанной статьей комплекта документов. При этом заявление о государственной регистрации и документ об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган не представляются.
Учитывая, что к моменту представления документов в регистрирующий орган уже зарегистрированными индивидуальными предпринимателями процесс передачи и обработки регистрационных дел о зарегистрированных, ранее индивидуальных предпринимателях может быть еще не завершен, в целях недопущения злоупотреблений, целесообразно дополнить перечень документов в статье 3 проекта федерального закона документом, подтверждающим, что гражданин уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в целях соответствия проекта федерального закона Налоговому кодексу Российской Федерации, предлагается в статье 1, в части дополнения статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" новым пунктом 2, предусмотреть указание в государственном реестре пола индивидуального предпринимателя.
Определение государственной регистрации, содержащееся в пункте 2 статьи 1 Закона, следует дополнить после слов "ликвидации юридических лиц" словами "сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя". Формулировка, предложенная в проекте, раскрывает понятие через определяемое слово, что недопустимо.
Представляются недостаточно ясно изложенными вопросы регистрации иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, а потому требующими проработки в части определения места государственной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя, так как по смыслу положений проекта, а также с учетом требований федеральных законов "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительство иностранного гражданина или лица без гражданства, получивших вид на жительство будет являться его любое место пребывания на территории Российской Федерации, что ущемляет права граждан Российской Федерации.
В абзаце 9 статье 9 Закона необходимо более четко установить форму доверенности представителя лица, обращающегося за регистрацией, поскольку гражданское законодательство не определяет, что относится к доверенности, "оформленной надлежащим образом".
Положение 2 статьи 25 проекта, не может быть реализовано на практике, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок предоставления сведений о смерти гражданина в орган, осуществивший его регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. При внесении данного пункта считаем необходимым предусмотреть соответствующие механизмы его реализации.
Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР" предполагается внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" - в части установления государственной пошлины в размере 1000 рублей за государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в связи с принятием ими решения о прекращении предпринимательской деятельности.
Также указанным проектом федерального закона предполагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), а также признать утратившим силу Закон РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации".
Указанные изменения необходимы в целях обеспечения реализации порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, предусматриваемого проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
Правительство Российской Федерации полагает возможным поддержать принятие вышеназванных проектов федеральных законов при учете высказанных замечаний.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 7360п-П5 "Официальный отзыв на проекты федерального закона N 267089-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и федерального закона N 267079-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР", внесенные депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.В.Крашенинниковым"
Текст письма официально опубликован не был