Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Необходимость принятия данного федерального закона обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона N 150-ФЗ от 08.07.1999 г., которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного Кодекса РФ, нормам действующего Трудового Кодекса Российской Федерации.
Статьей 413 Трудового Кодекса РФ регламентируется порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.
В частности, статьей 413 (пункт б) Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются, лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Таким образом, исходя из положений статьи 413 Трудового Кодекса РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
В соответствии со статьей 412 Трудового Кодекса РФ, на период проведения забастовки в предприятиях авиационного транспорта, авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др.
Статья 52 Воздушного Кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя, забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст.8 Международного Пакта от 16.12.66 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", ст.37 Конституции Российской Федерации и главой 3 Федерального Закона РФ N 175-ФЗ от 23.11.95 г. в редакции от 06.11.01 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.
Забастовка определена в ст.2 Федерального Закона РФ N 175-ФЗ от 23.11.95 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (в редакции от 06.11.01) и в ст.398 Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 г., как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.
Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим.
Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Забастовка в виде частичного прекращения работы, с выполнением минимума необходимых работ (услуг), обеспечивает безопасность государства, жизнь и здоровье людей.
Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг), обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.
В связи с несоответствием Федерального закона N 150-ФЗ статье 413 Трудового Кодекса Российской Федерации, нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав, авиаработники вынуждены проводить акции протеста не легитимного характера.
Вместо предусмотренной статьей 413 Трудового Кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ от 08.07.1999 г., приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок, уже через несколько дней, реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей.
Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.
Приведение норм Воздушного Кодекса РФ в соответствие с Трудовым Кодексом РФ, в части порядка разрешения коллективных трудовых споров, позволит избежать необходимость проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона не влечет за собой дополнительных расходов из средств Федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов отмены, изменений, дополнений или принятия которых потребует принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона повлечет за собой утрату силы Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.