Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 ноября 2002 г. N КА-А40/7441-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юнвис-4" (далее - Общество) о взыскании 10.000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе названного фонда.
Решением от 12.08.2002 в иске отказано.
Основанием для отказа в иске послужил вывод суда о том, что МРО ФСС РФ не вправе было принимать решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе требования МРО ФСС РФ о проверке законности названного решения основаны на том, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применена статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность решения от 12.08.2002, в том числе и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установил, что нормы материального права и нормы процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта применены правильно.
Решением МРО ФСС РФ от 12.02.2002 N 453 за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год" на ответчика наложен штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако правоотношения между сторонами возникли в 2001 году. Действовавший на тот момент Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год" ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительный орган Фонда социального страхования не предусматривал.
Согласно статьям 9, 30, 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9, 11 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний".
Таким образом, с 01.01.2001 Фонд социального страхования Российской Федерации и его исполнительные органы полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций не обладали. Следовательно, ответчик к ответственности, предусмотренной статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, привлечен истцом неправомерно.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Ссылка на статью 10 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" неосновательна, поскольку действие этого Закона ограничено во времени.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, арбитражным судом не нарушены.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 176, 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 12 августа 2002 года по делу N А40-26136/02-115-281 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2002 г. N КА-А40/7441-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании