Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 ноября 2002 г. N КА-А40/7530-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ПБОЮЛ Никифорову В.А. о взыскании штрафа 10.000 рублей за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.
Решением от 16.09.02 в иске отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу: в связи с законностью принятого по делу судебного акта.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, ООО ПБОЮЛ Никифоров В.А., зарегистрированный в Московской регистрационной палате 24.01.00, с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя обратился в исполнительный орган ФСС России только 18.02.02.
Решением МРО ФСС России от 04.03.02 N 133 на основании п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 руб. 00 коп. за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний более 90 дней.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что в силу ст. 54 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" как устанавливающая ответственность на данные отношения не распространяется, поскольку согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" упомянутый закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, то есть 25.02.02.
Данный вывод суда является неправильным, однако не влияет на законность принятого по делу судебного акта.
В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Из указанного положения Конституции Российской Федерации следует, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
Вместе с тем, как следует из ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Статьей 24 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" установлено, что этот закон вступил в силу с 1 января 2002 г.
Таким образом, он распространяется правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в органы социального страхования Российской Федерации и возникшие после его вступления в силу без ущерба для положений ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из обстоятельств дела, с момента вступления названного нормативного правового акта в законную силу до регистрации ПБОЮЛ Никифоров В.А. в органах ФСС прошло менее 90 дней, таким образом, состав правонарушения, установленный решением органа социального страхования от 04.03.02 N 133, в действиях ответчика отсутствует. Состав иного правонарушения истец в действиях общества не установил.
В этой связи, доводы заявителя жалобы о неправильном применении ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" не служат основанием для отмены законного по существу судебного акта.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о допущенной в рамках рассмотрения настоящего дела судебной ошибке.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2002 г. по делу N А40-30190/02-80-340 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2002 г. N КА-А40/7530-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании