Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 мая 2002 г. N КГ-А40/2762-02-А
29.10.1998 у ОАО "АБ "Инкомбанк" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, определением Арбитражного суда города Москвы от 04.11.1998 в отношении должника была введена процедура наблюдения, а решением Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2000 ОАО "АБ "Инкомбанк" был признан банкротом и в отношении его было открыто конкурсное производство.
21 мая 2001 года Бутерус Р.Э. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просил обязать конкурсного управляющего ОАО "АБ "Инкомбнк" включить в реестр кредиторов сумму задолженности по договору банковского вклада в размере 219500 долларов США, что по курсу на день признания должника банкротом составляет 6266725 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 06.03.2002 по делу N А40-35610/98-95-27"Б" было удовлетворено требование Бутеруса Р.Э. об обязании конкурсного управляющего включить требования Бутеруса Р.Э. в сумме 6266725 рублей в реестр кредиторов (т. 518, л.д. 106-108, 130).
Не согласившись с определением от 16.01.2002 и постановлением от 06.03.2002 Конкурсный управляющий ОАО "АБ "Инкомбанк" обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил указанные судебные акты отменить в части удовлетворения жалобы Бутеруса Р.Э. и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. Заявитель жалобы указывал на нарушение, по его мнению, в обжалуемых актах статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу должника представитель кредитора указывал на отсутствие оснований для отмены в обжалуемой части определения и постановления, в связи с тем, что указанными судебными актами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции представитель должника поддержал доводы кассационной жалобы, представитель кредитора возражал против ее удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 171, 174, 175, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, а также обоснованность указанных актов, кассационная инстанция пришла к выводу, что судебные акты в обжалуемой части должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба ОАО "АБ "Инкомбанк" - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 176, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к изменению или отмене определения или постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.
Требования заявителя основаны на договоре банковского вклада от 10.10.1997, который был перезаключен сторонами 24.07.1998. Решением конкурсного управляющего N 10388 от 03.05.2001 заявителю было отказано во включении остатка денежных средств в реестр кредиторов, поскольку, по его мнению, филиал ОАО "АБ "Инкомбанк" на Кипре является самостоятельным юридическим лицом и требования заявителя должны быть предъявлены только к филиалу "Инкомбанк-Кипр".
Удовлетворяя заявленное требование Бутеруса Р.Э., суд первой инстанции указал, что 20 июля 1993 года был открыт Филиал "Инкомбанк-Кипр" ОАО АБ "Инкомбанк", о чем имеется запись в книге государственной регистрации кредитных организаций. Согласно статьи 2 Устава ОАО "АБ "Инкомбанк", филиал наделен правами в пределах уставных положений Банка без наделения филиала правами юридического лица.
Такое же положение следует из статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом филиалы и представительства не являются юридическими лицами.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что не имеется оснований для не включения в реестр требований кредиторов ОАО "АБ "Инкомбанк" требования вкладчика по договору о депозитном вкладе от 10.10.1997, заключенному Бутерус Р.Э. с АБ "Инкомбанк" в лице генерального управляющего филиала "Инкомбанк-Кипр", действующего на основании Положения о филиале и доверенности, основан на нормах права и материалах дела.
В связи с изложенным кассационная инстанция не усматривает нарушений применения норм материального и процессуального права при принятии судами первой и апелляционной инстанций обжалуемых судебных актов, которые могли бы служить основанием к их отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 171, 173-177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2002 года по делу N А40-35610/98-95-27"Б" в части удовлетворения требования Бутеруса Р.Э. и обязании конкурсного управляющего включить требования Бутеруса Р.Э. в сумме 6266725 руб. в реестр кредиторов и постановление апелляционной инстанции того же суда от 6 марта 2002 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего ОАО АБ "Инкомбанк" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2002 г. N КГ-А40/2762-02-А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании