Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 февраля 2003 г. N КА-А41/208-03
Предприниматель без образования юридического лица Кедо И.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ИМНС РФ по г. Сергиев Посад Московской области о признании недействительным решения N 224\296 от 20.06.2002 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением от 15.10.2002 в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что введение НДС не ухудшает положение истца.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.11.2002 решение суда от 15.10.2002 отменено, иск удовлетворен исходя из того, что истец не являлся плательщиком НДС в 2001 г.
Законность принятого постановления проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ по г. Сергиев Посад, в которой ставится вопрос об отмене постановления апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в постановлении апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, истец зарегистрирован МОРП в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 07.02.2000, свидетельство N 50 05 02285/0.
ИМНС РФ по г. Сергиев Посад по результатам выездной налоговой проверки принято решение от 20.06.2002 N 224\296 о привлечении истца к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС по итогам декларирования за 2001 г.
По мнению истца, он не должен был платить НДС в 2001 г., так как до 07.02.2004 к нему должен применяться режим налогообложения, действовавший в 2000 г. При этом истец ссылается на ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О.
По мнению налогового органа, Закон N 88-ФЗ, на который ссылается истец, не является законом прямого налогового действия, не приведен в соответствие с НК РФ и в связи с этим не может быть применен при регулировании налоговых отношений. Также ИМНС считает, что обязанность платить НДС не ухудшает финансового и иного положения истца.
Вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и пришел к выводу о том, что переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности влечет замену уплаты подоходного налога уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью и не затрагивает обязанностей налогоплательщика в отношении иных налогов. Также суд пришел к выводу о том, что введение обязанности по уплате НДС, являющегося косвенным налогом, не ухудшает положения истца.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что Федеральным законом N 222-ФЗ введена система налогообложения, предусматривающая замену одной системы другой, упрощенной, которая, согласно ст. 18 НК РФ, представляет собой специальный налоговый режим, предназначенный для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства. Делая вывод о том, что истец не является плательщиком НДС, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, согласно которому в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Поскольку ПБОЮЛ Кедо И.А. зарегистрирован 07.02.2000 и на момент его государственной регистрации предприниматели не являлись плательщиками НДС, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствовала обязанность по уплате НДС в 2001 г., в связи с чем он неправомерно привлечен к налоговой ответственности за неуплату данного налога.
Доводы кассационной жалобы о том, что введение НДС не ухудшает положение истца, а также о том, что ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", на который ссылается истец, не является законом прямого налогового действия, не приведен в соответствие с НК РФ и не может быть применен при регулировании налоговых правоотношений, являются необоснованными.
Согласно абзацу второму части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ N 37-О от 07.02.2002, а также в Определении N 111-О от 01.07.99, новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Таким образом, введение статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности (часть первая статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
Также в соответствии с Определением КС РФ N 37-О от 07.02.2002, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
С учетом этого суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что истец не являлся плательщиком НДС в 2001 г., в связи с чем неправомерно привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату данного налога.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление апелляционной инстанции соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам и основано на законе. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, и оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 22.11.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-10793/02 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Сергиев Посад Московской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 февраля 2003 г. N КА-А41/208-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании