Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 февраля 2002 г. N КА-А40/320-02
Общество с ограниченной ответственностью "Метро Экспресс" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы от 26.06.01 N 261 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.01, оставленным без изменения постановлением от 22.11.01 апелляционной инстанции, исковые требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы просит решение и постановление суда отменить, в иске Обществу отказать, указывая на то, что истцом финансировался напрямую сам объект здравоохранения: доля расходов, финансируемая каждой из сторон не определялась; Договор N 17 являлся возмездным: имело место нецелевое использование спорных денежных средств; Поликлиника не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ней имуществом.
Выслушав представителен сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как усматривается из оспариваемого решения ответчика единственным основанием к признанию неправомерным уменьшения истцом налогооблагаемой прибыли за 2000 год на сумму заявленной льготы в размере 432 563 рублей послужило финансирование истцом содержания специализированной организации здравоохранения - Государственной поликлиники N 181, что, по мнению налогового органа, является нарушением подпункта "б" пункта 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", так как Поликлиника является самостоятельным юридическим лицом.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ О налоге на прибыль при исчислении данного налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения..., а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения.
Из текста указанной нормы права вытекает возможность уменьшения облагаемой прибыли на суммы затрат на содержание не только объектов, но и учреждений здравоохранения, каковым является Государственная поликлиника N 181.
Договор N 17 о долевом финансировании от 31.03.00 заключен истцом с Государственной поликлиникой N 181, т.е. на содержание самого учреждения здравоохранения, которое является юридическим лицом, не находится ни на чьем балансе, а напротив, здания (объекты) Поликлиники находятся на балансе этого учреждения.
Довод ответчика о том, что истец должен был перечислять денежные средства юридическому лицу, на балансе которого находится Поликлиника, не принимается, поскольку Поликлиника, как юридическое лицо, в силу ст. 48 ГК РФ должна иметь самостоятельный баланс, а не находиться сама на балансе другого субъекта.
Остальные доводы жалобы не были предметом исследования в ходе камеральной налоговой проверки, и не указаны в оспариваемом решении ИМНС РФ N 2 как основания к отказу в льготе.
Однако, они были предметом проверки суда обеих инстанций и получили оценку как противоречащие фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.
Безвозмездный характер Договора подтверждается самим договором (п. 1.1), платежными поручениями на перечисление денежных средств (л.д. 10-12), актом к договору, на момент составления которого стороны окончательно определили условия договора как безвозмездное финансирование Поликлиники в порядке долевого участия (л.д.37). Из названного акта следует, что правоотношения по исполнению договора закончились.
При таких обстоятельствах утверждение ответчика о возмездности Договора противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом, и собранным по делу доказательствам.
По этим же основаниям кассационная инстанция не принимает доводы жалобы о нецелевом использовании средств Поликлиникой и об отчуждении (распоряжении) закрепленным за ней имуществом.
Довод жалобы о том, что для предоставления льготы финансирование объектов здравоохранения при долевом участии должно осуществляться лишь при условии наличия у предприятия права общей собственности на объект или при наличии договора о совместном использовании сторонами объектов социально - культурной сферы, не основан на буквальном содержании подпункта "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ О налоге на прибыль.
Что же касается доли истца (Участника) в финансировании, то она определена в пункте 3 Соглашения от 01.06.2000 об изменении Договора N 17 от 31.03.2000 г.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что судом правильно применены нормы материального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, нормы процессуального права не нарушены.
С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 18.09.2001 и постановление от 22.11.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-27266/01-118-368 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2002 г. N КА-А40/320-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании