Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 марта 2003 г. N КА-А40/1474-03
ПБОЮЛ Берг О.В. обратился в арбитражный суд г. Москвы с иском к МНС РФ о признании незаконными п.п. 5, 8, 9 раздела I и п. 2 раздела II "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденного приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, зарегистрированного в Минюсте 16.05.2002 N 3437.
Определением от 20.08.2002 к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено Министерство юстиции РФ.
Решением от 10.10.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2002, в удовлетворении иска отказано. При этом судебными инстанциями не установлено несоответствия обжалуемых подпунктов "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" действующему налоговому законодательству и не установлено нарушение ими каких-либо прав истца.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ПБОЮЛ Берга О.В., в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
По мнению заявителя, предусмотренная "Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" возможность представления налоговой отчетности (деклараций) в электронном виде без приложения в письменном виде только по каналам связи не соответствует п. 2 ст. 80 НК РФ и нарушает права истца на представление налоговых деклараций в электронном виде на магнитном носителе (дискете, лазерном диске) без приложения в письменном виде (т.е. без затрат на ее составление в письменном виде и на оплату услуг по передаче декларации по электронным каналам связи).
Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2001 N 180-ФЗ - в редакции, действовавшей на момент утверждения и регистрации "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"), налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Таким образом, ст. 80 НК РФ не предусмотрена возможность представления налоговой декларации на дискете или ином магнитном носителе.
В соответствии с названными положениями ст. 80 НК РФ МНС РФ утвержден "Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
В соответствии с п. 5 раздела I представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
Согласно п. 8, представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.
В соответствии с п. 9 с целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи, участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Согласно п. 2 раздела II, представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет:
- формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;
- формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;
- шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием СКЗИ;
- формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП.
Таким образом, обжалуемые пункты "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" соответствуют действующему налоговому законодательству (п. 2 ст. 80 НК РФ), и вывод судебных инстанций об этом является правильным.
Ссылка в кассационной жалобе на предусмотренную п. 2 ст. 80 НК РФ возможность представления налоговой декларации на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, несостоятельна, поскольку такое представление налоговой декларации было предусмотрено в первоначальной редакции ст. 80 НК РФ, которая не действовала на момент утверждения и регистрации "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Учитывая изложенное, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 25.12.2002 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-32286/02-14-251 оставить без изменения, кассационную жалобу ПБОЮЛ Берга О.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2003 г. N КА-А40/1474-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании