Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 марта 2003 г. N КА-А40/1360-03
ИМНС РФ по г. Коломна обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к предпринимателю Кобесовой И.В. о взыскании 26.747 руб. 55 коп. недоимки и пени по налогу с продаж.
Решением суда от 18.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2002, в иске отказано на основании ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 7 по Московской области (ИМНС РФ по г. Коломна), в которой заявитель просит решение и постановление отменить, ссылаясь на недоказанность утверждения суда об ухудшении положения предпринимателя введением с 01.01.2001 на территории Московской области налога с продаж; с введением на территории Московской области налога с продаж на налогоплательщика не возложено новых обязанностей по ведению бухгалтерского учета, поскольку порядок отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 22.02.96 N 18, предусматривает последовательное отражение в указанной книге операций, что позволяет определить доходы, облагаемые налогом с продаж.
Ответчик отзыв не представил, в выступлении в заседании суда с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах.
Заявитель в заседание суда кассационной инстанции не явился, надлежаще извещен о рассмотрении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов.
Кобесова И.В. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 09.11.2000, т.е. до момента введения в действие Закона Московской области "О налоге с продаж", которым с 01.01.2001 на территории Московской области введен налог с продаж.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", если изменения налогового законодательства создают для субъекта малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности субъект малого предпринимательства вправе уплачивать налоги на условиях, действовавших на момент его регистрации в качестве предпринимателя.
Ухудшение положения предпринимателя введением налога с продаж выразилось в необходимости вести раздельный учет реализуемых товаров с налогом с продаж и без налога, вести учет объекта налогообложения, представлять в налоговый орган расчеты по исчислению и уплате налога. Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом Минфина РФ от 22.02.96 N 18, на который ссылает заявитель, не позволяет вести раздельный учет, поскольку в графе "доходы" отражаются все поступления выручки, полученной от реализации товара, как с налогом с продаж, так и без него. Таким образом, действовавший ранее порядок учета не предусматривал выделение оборотов по реализации товаров с налогом с продаж.
Кроме того, согласно выданному патенту в 2001 году ответчик применял упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" переход на упрощенную систему налогообложения означает замену общей системы налогообложения другой - упрощенной, которая в соответствии со ст. 18 НК РФ представляет собой специальный налоговый режим.
Переход предпринимателя к упрощенной системе налогообложения исключает возможность начисления налога с продаж, поскольку названная система является альтернативной общей системе налогообложения, составной частью которой является налог с продаж.
Мнение налогового органа о различном порядке уплаты налога с продаж юридическими лицами (которые при переходе на упрощенную систему налогообложения не должны его уплачивать) и индивидуальными предпринимателями (которые должны его уплачивать независимо от применяемой системы) противоречит принципу равенства налогообложения, установленному п.п. 1, 2 ст. 3 НК РФ.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения и постановления, предусмотренных ст.ст. 286, 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 18.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.2002 по делу N А40-26682/02-126-179 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу МРИ МНС РФ N 7 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2003 г. N КА-А40/1360-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании