Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 апреля 2003 г. N КА-А41/1603-03
Федеральный арбитражный суд Московского округа
при участии в заседании: от истца - Московский областной фонд обязательного медицинского страхования - Баумгартен Е.Ю., доверенность от 04.02.02 N 02-24/405; от ответчика - Администрация муниципального образования "г. Долгопрудный Московской области" - Судариков В.А., доверенность от 20.09.02 N 49; от третьего лица - Долгопрудненское финансовое управление Министерства финансов Московской области - Кондаурова В.А., доверенность от 06.09.02 N 14-10/71,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Московского областного фонда обязательного медицинского страхования, истец, на решение от 13 января 2003 г.
по делу N А41-К2-12866/02
Арбитражного суда Московской области
по иску Московского областного фонда обязательного медицинского страхования о взыскании 31230424 рублей недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пени за просрочку платежа к Администрации муниципального образования "г. Долгопрудный Московской области",
третье лицо - Долгопрудненское финансовое управление Министерства финансов Московской области,
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации муниципального образования "г. Долгопрудный Московской области" (далее - Администрация) о взыскании 31230423 рублей недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пени за просрочку платежа.
До принятия судебного акта в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в дело вступило Долгопрудненское финансовое управление Министерства финансов Московской области (далее - Управление).
Решением от 29.09.02 в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.11.02 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При этом кассационная инстанция арбитражного суда указала на необходимость разрешения спора с учетом порядка уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, существовавшего до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 13.01.03 в иске отказано.
Требования о проверке законности решения от 13.01.03 в кассационной жалобе Фонда основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Представитель Фонда в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает.
Представитель Администрации и представитель Управления в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, относительно кассационной жалобы, каждый в отдельности, объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, неосновательны.
Арбитражным судом кассационной инстанции законность решения от 13.01.03 проверена в соответствии с требованиями, установленными в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.11.02, арбитражным судом первой инстанции не исполнены, в то время как такие указания, в том числе на толкование закона, в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, обязательны.
Это обстоятельство является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции необходимо учесть следующее.
Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" перечень налоговых платежей определен в статьях 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В этом перечне страховые взносы на обязательное медицинское страхование не указаны.
Следовательно, основания для отнесения отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования к налоговым платежам отсутствуют.
Предметом возникшего спора является недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Порядок взыскания недоимок, пени и штрафов по платежам в Фонд медицинского страхования Российской Федерации, включенным в состав единого социального налога, установлен статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
В единый социальный налог взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения не включены.
Между тем, в силу статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" задолженность по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4541-1, а также Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1
Таким образом, при рассмотрении дела в том числе подлежал проверке и вопрос о соблюдении Фондом порядка проведения проверки и предъявления соответствующего иска.
Поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права имеющимся в деле доказательствам не соответствуют, а по существу заявленного требования спор не разрешен, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13 января 2003 год по делу N А41-К2-12866/02 Арбитражного суда Московской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда в ином судебном составе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2003 г. N КА-А41/1603-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании