Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)"
Основными задачами проекта федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)" являются определение четких открытых принципов и оснований национализации, обеспечение гарантий защиты прав физических и юридических лиц при проведении национализации, определение целей и объектов национализации.
Право государства на национализацию частной собственности вытекает из общепризнанного принципа международного права о суверенитете государства. Исходя из принципа суверенитета, только внутреннее право государства регулирует вопросы приобретения, перехода и утраты права частной собственности, в том числе и утраты этого права в силу закона о национализации.
Национализация является важным элементом в конструкции российского гражданского законодательства в период развития рыночной экономики, призванным обеспечить защиту стратегических интересов государства, связанных с обеспечением безопасности и обороны Российской Федерации.
В любых условиях защита стратегических интересов государства должна осуществляться в рамках действующего законодательства.
Формирование правовой базы для национализации имущества, использование которого необходимо для производства продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, является важной задачей, решение которой позволит цивилизованно реализовать процедуры перехода прав собственности к Российской Федерации на имущество юридических и физических лиц.
Представленный законопроект разработан в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими вопросы прекращения права собственности и обращения имущества в собственность Российской Федерации (национализации), а также бюджетного и иного законодательства Российской Федерации.
Национализация рассматривается как ограничение прав собственности юридических и физических лиц, которое допускается только в строго определенных случаях (для обеспечения обороны и безопасности государства).
Основные положения законопроекта сформулированы с учетом того, что с данной проблемой граничит довольно много правовых институтов, в частности таких, как конфискация, реквизиция, банкротство и пр. Исключительность института национализации предопределила подробное регулирование в проекте закона оснований и принципов проведения национализации, которыми являются:
определенный объект национализации (комплекс технологически взаимосвязанных вещей или отдельная вещь);
порядок принятия решения о национализации;
порядок определения размера и выплаты возмещения собственнику национализируемого имущества.
Указанные принципы являются общепризнанными в мировой практике.
В законопроекте четко структурирован порядок осуществления национализации. Началом процедуры национализации является принятие Правительством Российской Федерации решения о национализации. Основанием принятия указанного акта является федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, предусматривающий ассигнования на цели национализации. Национализация осуществляется лишь в случаях, если обеспечить потребности Российской Федерации в стратегической продукции невозможно без проведения национализации.
В законопроекте определены основные требования к проведению оценки стоимости национализируемого имущества в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установлены порядок определения стоимости национализируемого имущества и других убытков (размера возмещения), подлежащих возмещению собственнику, а также порядок выплаты возмещения. Законопроект предусматривает согласование размера возмещения с собственником национализируемого имущества, а при недостижении согласия - определение его на основании решения суда.
Особое внимание в законопроекте уделено особенностям передачи имущества и моменту возникновения права собственности Российской Федерации, а также дальнейшему использованию национализируемого имущества.
Принятие предлагаемого закона позволит восполнить пробелы в законодательстве и направлено на реализацию ст.ст.235, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанный законопроект позволит обеспечить стратегические интересы государства и гарантировать права собственников национализируемого имущества.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)"
Принятие федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Вместе с тем при подготовке предложений о национализации конкретного вида (категории) имущества в проект федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год могут потребоваться дополнительные затраты средств федерального бюджета, которые будут подтверждаться отдельными финансово-экономическими обоснованиями.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)"
В случае принятия федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения нормативных правовых актов Российской Федерации.
Перечень
правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусмотренных проектом федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)"
В случае принятия федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)" не потребуется принятие#, внесение# изменений и дополнений, а также признание# утратившими силу правовых актов Президента Российской Федерации.
Для реализации данного проекта федерального закона потребуется принятие следующих постановлений Правительства Российской Федерации.
1. О порядке подготовки предложений о национализации.
Предполагается, что подготовкой проектов предложений о национализации будет заниматься уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании предложений заинтересованных министерств и ведомств. Предложения о национализации будут содержать прогноз срока и затрат на ее осуществление. Указанные предложения будут готовиться в режиме ограниченного доступа к информации и согласовываться с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы обороны и безопасности, а также с Минфином России, Минэкономразвития России, МАП России, Минимуществом России.
2. О конкурсе по отбору оценщика для проведения оценки национализируемого имущества и других убытков.
Указанное постановление будет содержать условия и требования к проведению конкурса, а также порядок назначения оценщика Правительством Российской Федерации в случае признания конкурса несостоявшимся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.