Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 110048-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России"
Законопроект подготовлен при участии специалистов Института военной истории.
Необходимость внесения законопроекта обусловлена тем, что за прошедшее со дня принятия Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России" время, наряду с актуальностью и позитивной ролю в деле патриотического воспитания молодежи, выявилось его определенное несовершенство.
Прежде всего, следует отметить, что в тексте указанного Федерального закона не соблюдены принципы исторической хронологии в датировке дней воинской славы (победных дней) России до 1918 года, связанных с переводом их с юлианского календаря на григорианский (со старого стиля на новый). При этом был применен унифицированный подход к переводу дат: к датам по старому стилю прибавлялось 13 дней без учета научно обоснованной поправки в зависимости от века: XVIII - 11, XIX - 12, XX - 13 дней.
Имеют место отдельные некорректные формулировки дней воинской славы России и неточности в указании географических названий. Так 23 февраля названо "Днем победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - Днем защитников Отечества". Отдавая должное первым бойцам Красной Армии, оказавшим сопротивление германским войскам, данную формулировку все же следует признать ошибочной, так как в ходе боев, начавшихся 23 февраля 1918 года в 10-25 км от Пскова, немецкие войска не были разгромлены. Напротив, вечером 24 февраля германские части прорвались к станции Псков-I и 28 февраля захватили весь город.
В формулировке "Дня победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра" имеется целый ряд неточностей. Во-первых, Тендра является не мысом, а островом. Во-вторых, в сражении у Тендры участвовали не эскадры, а флоты: русский (Черноморский) и турецкий. Следует также заметить, что сражение у острова Тендра, являясь знаменательным с точки зрения развития тактики парусного флота, было промежуточным в ряде последовательных сражений между русским и турецким флотами и не оказало такого существенного влияние на расстановку сил в Черном море, как, скажем, сражение, произошедшее 31 июля (11 августа) у мыса Калиакрия, в котором турецкий флот не просто потерпел поражение, а был полностью разгромлен.
В указанном Федеральном законе изменены устоявшиеся в исторической науке наименованиях боев и сражений. Это, в частности, относится к Синопскому сражению, названному в тексте "сражение у мыса Синоп". Бородинское сражение более правильно следовало бы назвать между русской армией и армией Наполеона (а не французской), так как его армия, помимо собственно французских войск, состояла и из войск практически всех подвластных Франции европейских стран.
В Федеральном законе "О днях воинской славы (победных днях) России" незаслуженно обойдены вниманием и не нашли своего отражения многие победы российской армии, а также сражения и иные события отечественной истории, в которых воины российской армии проявили величайшее доблесть, мужество и героизм, а российские военачальники - полководческий талант. Эти события оставили заметный след в истории и оказали существенное влияние на судьбу России. В этой связи предлагается расширить перечень дней воинской славы, а также дополнить их днями воинской доблести России, перечень и название которых может быть уточнено:#
В новой редакции законопроекта нет статьи, определяющей мероприятия по увековечению памяти защитников Отечества. Указанные положения уже определены Федеральным законом "Об увековечении памяти защитников Отечества". Необходимости в дублировании этих норм в законе, устанавливающем дни воинской славы и воинской доблести России, нет.
Уточнены положения о подготовке, проведении и финансировании дней воинской славы и воинской доблести России. Статья 2 устанавливает, что мероприятия по подготовке и проведению дней воинской славы и воинской доблести России определяются в планах и программах военно-исторической работы, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации могут принимать специальные решения о подготовке и проведению юбилейных мероприятий в связи с днями воинской славы и воинского доблести России. Статья 5 определяет, что порядок и объемы финансирования предусмотренных планами и программами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации мероприятий по подготовке и проведению дней воинской славы и воинской доблести определяются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и граждане в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут принимать собственные решения по подготовке и проведению дней воинской славы и воинской доблести России и самостоятельно финансируют их.
Финансо-экономическое# обоснование
к проекту федерального закона N 110048-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" (новая редакция закона), - внесен депутатами Государственной Думы А.А.Астраханкиной, Н.М.Безбородовым, Е.А.Зеленовым, А.А.Никитиным, Д.Ф.Солдаткиным
Указанный проект федерального закона не предполагает введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, не предусматривает новых расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Проект указанного федерального закона не предполагает изменения порядка финансирования мероприятий по организации проведения дней воинской славы и воинской доблести России. В соответствии со статьями 2 и 4 перечень мероприятий по подготовке и проведению дней воинской славы и воинской доблести России определяется планами и программами военно-патриотической работы, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также решениями Президента Российской Федерации. Статья 5 определяет, что порядок и объемы финансирования мероприятий по подготовке и проведению дней воинской славы и воинской доблести России. предусмотренных планами и программами военно-исторической работы, утвержденными Правительством Российской Федерации, специальными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Субъекты РФ, органы местного самоуправления и граждане могут самостоятельно организовывать и проводить дни воинской славы и воинской доблести России, финансируя соответствующие мероприятия из собственных средств.
Каких-либо обязательных требований по проведению тех или иных мероприятий, а также по объемам выделяемых на эти цели из федерального бюджета финансовых ресурсов законопроект не устанавливает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.