Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты выполняют не только фискальную, но и регулирующую роль.
До 1 января 2003 г. действовал порядок, когда Правительство Российской Федерации с учетом состояния внутреннего рынка, динамики мировых цен на нефтепродукты, эффективности и объемов их экспорта, а также иных факторов принимало решения по корректировке ставок экспортных пошлин на данные товары, обеспечивающие баланс интересов как производителей, экспортеров и потребителей нефтепродуктов, так и федерального бюджета. При этом следует особо отметить, что для нефтепродуктов, в отсутствие такого естественного ограничителя объемов экспорта как "объем трубы" для нефти, размер экспортной пошлины является едва ли не единственным инструментом экономического регулирования объемов экспортных поставок.
Оперативное применение таможенно-тарифного регулирования экспорта нефтепродуктов особенно необходимо в периоды повышенного спроса их на внутреннем рынке, когда снижение объемов внутренних поставок нефтепродуктов может вызвать нарушение работы отраслей экономики и как следствие социальную напряженность в обществе. Потребление основных видов светлых нефтепродуктов (дизельного топлива и автомобильного бензина) в Российской Федерации в течение года отличается неравномерностью. Наибольший спрос на дизельное топливо и бензин приходится на II и III кварталы (весенне-полевые и уборочные сельхозработы, завоз топлива на север).
В случае возникновения благоприятных условий для экспорта нефтепродуктов их экспорт легко может превысить уровень, предусмотренный в ежеквартальных прогнозных балансах, поскольку уровень экспортной пошлины, ограниченный девяноста процентами от пошлины на сырую нефть, может оказаться недостаточным барьером для чрезмерного вывоза светлых нефтепродуктов, это скажется на обеспечении нефтпродуктами внутреннего рынка.
Так, в условиях чрезвычайно высоких цен на нефть и нефтепродукты, сохраняющихся на мировых рынках с января 2003 г. поставка дизельного топлива на внутренний рынок в период с 1 января по 25 февраля 2003 г. составила 79% от уровня соответствующего периода 2002 г., в то же время экспорт дизельного топлива составил 124% к уровню 2002 г. (по оперативным данным Минэнерго России).
В соответствии с действующим с 1 января 2003 г. порядком Правительством Российской Федерации осуществляется корректировка ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты синхронно с корректировкой ставок вывозных таможенных пошлин на нефть. При этом ставки пошлин на нефтепродукты устанавливаются на уровне, не превышающем 90% от предельной ставки пошлин на нефть. В соответствии с этим порядком с 1 апреля 2003 г. ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты будут установлены на уровне 36,3 долларов за тонну. Учитывая, что мировые цены на дизельное топливо в феврале 2003 г. составляли порядка 310-320 долларов за тонну, указанные пошлины составят порядка 11% от мировых цен, или около 15% от экспортных. Очевидно, что такой уровень пошлин никак не может являться сдерживающим вывоз дизельного топлива из Российской Федерации.
По оперативным данным Минэнерго России, с января по 21 февраля 2003 г. цены предприятий-производителей изменились по автомобильному бензину А-76 с 7258 до 8394 руб. за тонну (увеличились на 15,7%), по дизельному топливу - с 6381 до 7354 руб. за тонну (увеличились на 15,2%). При этом цены предприятий нефтепродуктообеспечения (нефтебазы) за указанный период изменились по автобензину А-76 с 8188 до 9227 руб. за тонну (увеличились на 12,7%), по дизельному топливу - с 7412 до 8631 руб. за тонну (увеличились на 16,4%).
Одной из основных причин такого роста цен на указанные нефтепродукты, превышающего темпы инфляции, является сокращение их поставок на внутренний рынок и увеличение экспорта.
Недостаток нефтепродуктов и рост их цен на внутреннем рынке не только создает проблемы с обеспечением ГСМ сезонных полевых работ и северного завоза, но и, приводя по цепочке к росту стоимости грузовых перевозок, обусловливают дополнительный рост инфляции на макроуровне.
Введение запретов или ограничений экспорта нефтепродуктов в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами") по признаку роста цен на товар на внутреннем рынке в силу заложенных условий введения запрета и ограничений не позволяет оперативно реагировать на такую ситуацию.
Указанный Закон, предусматривающий введение запрета или ограничения экспорта товаров в виду роста цен более чем на 20 процентных пунктов сверх официального индекса инфляции в течение менее чем трех месяцев, непосредственно предшествующих принятию решения по ограничению или запрету экспорта не дает оперативного инструмента регулирования объемов экспорта нефтепродуктов и, соответственно, по ограничению инфляции.
Кроме того, в соответствии со ст.15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" "постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие".
Таким образом, от возникновения ситуации роста цен на нефтепродукты до момента вступления в силу решений по ограничению их экспорта должно пройти от 4 до 6 месяцев, что практически исключает возможность оперативного реагирования на резкий рост цен на нефтепродукты.
В связи с изложенным до осуществления комплекса мероприятий, направленных на обеспечение надежного и бесперебойного снабжения внутреннего рынка нефтепродуктами необходимо иметь возможность дифференцирования ставок вывозных таможенные пошлин на нефтепродукты с учетом сезонных колебаний спроса и обеспеченности внутреннего рынка данными товарами, на что и направлено принятие предлагаемого законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Доходная часть федерального бюджета на 2003 г. сформирована исходя из ограничения ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты 90 процентами от предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.
Предлагаемые вносимым законопроектом поправки предусматривают возможность выхода за указанное ограничение с целью обеспечения потребностей в нефтепродуктах и недопущения резкого роста цен на них на внутреннем рынке.
Таким образом, вносимые поправки не предусматривают дополнительных затрат бюджета и, напротив, при определенных обстоятельствах могут привести к повышению доходов от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты.
Перечень
нормативно-правовых актов принятия, изменения либо отмены которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие указанного проекта федерального закона не потребует принятия, изменения либо отмены каких-либо нормативно-правовых актов помимо указанных в тексте проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.