Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 99065866-2 "О поправках к статьям 67, 72 и 102 Конституции Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99065866-2 "О поправках к статьям 67, 72 и 102 Конституции Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Настоящий закон направлен на укрепление территориальной целостности Российской Федерации и касается прежде всего тех субъектов РФ, границы которых полностью (Калининградская область) или частично (Ленинградская, Сахалинская, Амурская, Читинская, Камчатская и др. области, Приморский, Краснодарский и другие края) совпадают с государственной границей РФ.

Буквальное прочтение и применение ныне действующей редакции части 3 статьи 67 Конституции РФ ("3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия"), позволяет без учета мнения пограничных субъектов РФ изменять ту часть их границ, которая совпадает с государственной границей РФ.

Таким образом, созданы правовые предпосылки для уступки части территории России, например на российско-китайской границе, Курильских островов и т.п.

Та легкость, с которой московские политики рассуждают о необходимости продажи территории (дискуссия в Верховном Совете РФ осенью 1991 года), либо обмена территории Курил на мирный договор с Японией и кредитование с ее стороны (современное будирование проблемы в СМИ), вызывают серьезные опасения у населения Сахалинской области - не поддастся ли окружение Президента РФ и сам Президент РФ соблазну уступить территориальным претензиям сопредельного государства в ущерб национальным интересам.

Предлагаемый вариант редакции части 3 ст.67 Конституции РФ делает невозможным уступку части территории Российской Федерации без учета мнения ее пограничных субъектов ("3. Границы субъектов Российской Федерации могут быть изменены с их согласия").

Второй целью данного законопроекта является устранение внутренних (системно-правовых) противоречий в действующей Конституции РФ. Смыслом утверждения, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67), является как мысль о возможности такого изменения, так и мысль о невозможности такого изменения без согласия субъектов Российской Федерации. С учетом этого следует признать, что дачу такого согласия следует включить в статью 72 Конституции - т.е. в перечень предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Логично было бы сделать это после действующего пункта в) статьи 72 ("в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;").

Финансовых затрат на реализацию данного законопроекта не требуется.

 

Депутат

С.А.Пономарев