Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон
"Об исполнительном производстве"
1. Проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" разработан в соответствии с пунктом 23 Раздела I Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на втрое# полугодие 2002 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1147-р, и пунктом 45 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2002 N 314-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1148-р).
2. Законопроект направлен на обеспечение сохранности денежных средств клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую деятельность (брокеров).
В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" деятельность брокера может осуществляться на основании договора комиссии или поручения. Однако в любом случае собственником имущества (денежных средств или ценных бумаг), полученного по сделке, совершенной брокером за счет клиента (комитента или доверителя) от своего имени или от имени клиента, является сам клиент (статьи 182, 971, 990, 996 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 22 сентября 2000 г. N 18, денежные средства клиентов брокера должны находиться отдельно от денежных средств самого брокера на банковском счете, который открывается брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет).
В развитие указанного постановления Банк России письмом от 1 марта 2001 г. N 34-Т "О применении постановления ФКЦБ России от 22 сентября 2000 г. N 18" определил обязанность кредитных организаций открывать клиентам-брокерам (кроме кредитных организаций) отдельные банковские счета для обособленного учета на них денежных средств клиентов, поступивших брокеру во исполнение заключенного с клиентом в соответствии с законодательством договора. Также письмом определено, что данные счета открываются и регистрируются в общеустановленном порядке. При этом в книге регистрации клиентских счетов в реквизите "назначение (цель) счета" указывается: "специальный брокерский счет".
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при обращении взыскания по долгам брокера арест будет наложен на все открытые им банковские счета, в том числе специальные брокерские счета. Это неизбежно приведет к тому, что клиентам, денежные средства которых находятся на арестованных специальных брокерских счетах, будут причинены убытки. Указанный механизм крайне негативно влияет на уровень доверия инвесторов к российскому рынку ценных и поэтому нуждается в оперативной корректировке.
С этой целью законопроект предусматривает запрет обращения взыскания (в том числе ареста) на денежные средства, находящиеся на специальных брокерских счетах.
3. Обратной стороной требования о хранении денежных средств клиентов брокеров на специальных брокерских счетах является проблема обращения взыскания на эти денежные средств# по долгам самого клиента. В этом случае затруднения вызывает определение суммы денежных средств, принадлежащих конкретному клиенту, на которые может быть обращено взыскание по долгам этого клиента.
При этом следует иметь в виду, что учет денежных средств по каждому клиенту осуществляется брокером в регистрах внутреннего учета. Обязанность осуществлять внутренний учет установлена в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" Порядком ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденным совместным постановлением ФКЦБ России N 32 и Минфина России N 108н от 11 декабря 2001 г.
Таким образом, сумма денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, принадлежащая конкретному клиенту брокера, на которые может быть обращено взыскание по долгам такого клиента, может быть определена брокером на основании данных его внутреннего учета. При необходимости также могут быть использованы данные первичных документов и регистров бухгалтерского учета брокера, с помощью которых осуществляется учет операций с денежными средствами клиентов.
В связи с изложенным для решения указанной проблемы законопроект устанавливает, что размер денежных средств, на которые может быть обращено взыскание по долгам клиента брокера, определяется брокером на основе имеющихся у него документов. Соответствующие сведения должны предоставляться брокером судебному приставу-исполнителю по письменному запросу последнего. При этом статьей 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также предоставление ему недостоверной информации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон
"Об исполнительном производстве"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
В случае принятия федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребуется принятия новых актов федерального законодательства, а также внесения изменений, дополнений и признания утратившими силу действующих законодательных актов.
Перечень
правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Для реализации проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребуется принятие, внесение изменений и дополнений, а также признание утратившими силу правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.