Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Законопроектом предусматривается внести концептуальные изменения в главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Применение единого сельскохозяйственного налога, установленного действующей редакцией главы 26.1, как специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей, объективно затруднено из-за наличия в действующем федеральном законе внутренних противоречий и использования различных критериев, что затрудняет ее введение и практическое применение на территориях субъектов Российской Федерации. Так, возможность применения единого сельскохозяйственного налога существует лишь для сельскохозяйственных товаропроизводителей занятых производством продукции растениеводства, и не позволяющим перевести на уплату налога других сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством животноводческой, рыбной продукции, многопрофильных хозяйств и комплексов.
Установленный главой 26.1 порядок определения размера налоговой ставки также вызывает затруднение и не решает ряд вопросов о ее расчете в последующие годы.
Учитывая это, возникает необходимость в изменении концептуального подхода в системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, при которой субъектами налогообложения должны выступать различные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции.
При этом система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, с целью стимулирования производства и выполнения роли экономического регулятора, должна, во-первых, четко определить критерии отнесения и статус налогоплательщиков для сельскохозяйственных товаропроизводителей различных отраслей сельского хозяйства; во-вторых, ввести соразмерные критерии налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка), обеспечивающие соблюдение принципа равенства при налогообложении.
Законопроектом предусматривается, что переход организаций и индивидуальных предпринимателей на система# налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога осуществляется на добровольной основе. При этом система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается в виде единого специального налогового режима на всей территории Российской Федерации. Это позволит соблюсти принцип равенства при налогообложении, обеспечит единый подход для всех хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса (АПК), включая сельскохозяйственные организации, так называемого, индустриального типа, многопрофильные организации, а также организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога определены сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбную продукцию и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбной продукции, включая продукции первичной переработки, произведенной из собственного сельскохозяйственного сырья и (или) рыбы, составляет не менее 70 процентов.
При этом порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из собственного сельскохозяйственного сырья и рыбы будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Законопроектом введены ограничения, не позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога следующим категориям налогоплательщиков:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Уплата единого сельскохозяйственного налога должна заменить уплату совокупности налогов, определяющих основную налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением ряда обязательных налоговых платежей, не связанных с осуществлением деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
К заменяемым налогам законопроектом отнесены:
налог на прибыль организаций;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на имущество организаций;
налог на имущество физических лиц (за исключением имущества жилого назначения);
налог с продаж (при его сохранении);
транспортный налог;
налог на добавленную стоимость.
При этом, учитывая специфику сельскохозяйственного производства следует предусмотреть возможность заявительного порядке# уплаты налога на добавленную стоимость. В противном случае сельскохозяйственные товаропроизводители утратят право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным на производственные и непроизводственные нужды.
В качестве объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу определена величина, рассчитываемая как доход, уменьшенный на фактические расходы налогоплательщика в текущем налоговом периоде (определенные, с учетом специфики сельскохозяйственного производства).
Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена в размере 6 процентов.
С учетом объективной сезонности сельского хозяйства в качестве налогового периода определен календарный год, по итогам, которого уплачивается единый сельскохозяйственный налог, в срок, установленный в главе Кодекса.
Законопроектом предусмотрен порядок распределение# сумм единого сельскохозяйственного налога по уровням бюджетной системы, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Кроме того предлагается упростить систему налогового и бухгалтерского учета для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, внеся соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Законопроектом установлена поэтапная дифференциация налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не подпадающих по# критерии, позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Депутаты Государственной Думы |
В.А.Пехтин |
Перечень
законодательных актов, которые необходимо принять в связи с введением федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" принятия других законодательных актов не требуется.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению и дополнению в связи с введением федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" потребуется:
1. признать утратившими силу Федеральный закон от 29 декабря 2001 года N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации", 2001, N 53 (ч.1), ст.5023);
абзац третий статьи 2 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3413; N 53 (ч.1), ст.5023);
2. внесение# Дополнить статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст.5369; 1998, N 30, ст.3619; 2002, N 13, ст.1179) дополнений:
в Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3413; N 53 (ч.1), ст.5023);
в Статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2001, N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026);
в статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст.5369; 1998, N 30, ст.3619; 2002, N 13, ст.1179)
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.