"Проверять "проблемного" экспортера нужно до того,
как он заявит о возмещении НДС"
Борьба с незаконным возмещением экспортного НДС - одна из ключевых проблем, стоящих перед налоговыми органами. МНС России методично усиливает контроль в данной сфере. Об этой работе мы попросили рассказать человека, который знает о лжеэкспорте если не все, то почти все, - руководителя Департамента организации налогового контроля МНС России Виктора Валентиновича Сашичева.
- Виктор Валентинович, как сложился прошлый год в плане возмещения НДС экспортерам?
- Усиление контроля за правомерностью возмещения НДС - один из приоритетных вопросов контрольной работы налоговых органов. И это не случайно: недобросовестные налогоплательщики превратили механизм возмещения НДС по экспортным операциям в источник наживы. В результате через механизм возмещения экспортного НДС безвозвратно уходят значительные суммы доходов федерального бюджета.
В качестве примера приведу некоторые цифры, характеризующие результаты контрольной работы на этом участке. В истекшем году экспортеры заявили к возмещению из бюджета сумму НДС в размере порядка 283 миллиардов рублей. Возмещено за тот же период 240 миллиардов, что на 12 процентов больше, чем в 2001 году. По результатам проведенных проверок отказано в возмещении налога на сумму 38,4 миллиарда рублей, что на 1,6 миллиарда больше аналогичного показателя 2001 года.
В 2002 году налоговыми органами в координации с органами налоговой полиции и таможенными органами проведено свыше 7,5 тысячи проверок организаций-экспортеров, предъявивших значительные суммы входного НДС к возмещению (зачету) из бюджета. По результатам данных проверок дополнительно начислено платежей в сумме 12,9 миллиарда рублей.
- Как вы оцениваете эти цифры?
- Налицо динамичные темпы роста результатов контрольной работы по данному направлению. Однако оснований для самоуспокоения нет: суммы НДС, как предъявляемые экспортерами к возмещению, так и фактически возмещаемые, по росту еще опережают рост самого экспорта. Это во многом следствие махинаций с возмещением налога. К тому же весьма существенными остаются суммы, признанные к возмещению арбитражными судами, после того как налоговые органы приняли решения об отказе в их возмещении. За прошлый год это около 13 миллиардов рублей. Так что вывод очевиден: эффективность контроля в этой сфере пока еще находится на недостаточном уровне.
- Что делается для того, чтобы усилить контроль?
- В апреле прошлого года в министерстве создана специальная рабочая группа. Она занимается мониторингом схем неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям и организацией контрольной работы налоговых органов, направленной на предотвращение неправомерного возмещения налога. На заседаниях рабочей группы рассматриваются проблемные вопросы, связанные с возмещением НДС по экспортным операциям, анализируются материалы проверок и подготавливаются предложения о мероприятиях налогового контроля по конкретным налогоплательщикам.
- По каким именно?
- По тем, которые единовременно или в течение одного налогового периода (месяца) предъявили к возмещению НДС на сумму свыше 20 миллионов рублей. Данные об этом представляют управления МНС России по субъектам РФ. По результатам анализа рабочая группа дает оценку полноты и качества проведенных контрольных мероприятий. Если они проведены не полностью или некачественно, управление получает задание организовать соответствующие контрольные мероприятия либо отменить вынесенное решение о возмещении налога.
- Все это делается в рамках тех трех месяцев, которые отвел Налоговый кодекс для проверки обоснованности возмещения НДС?
- Нет. Рабочая группа не подменяет собой нижестоящие налоговые органы. Она рассматривает уже вынесенные ими решения о возмещении НДС с точки зрения их обоснованности. Такой порядок установлен приказом об усилении контроля за возмещением НДС, который был издан в октябре прошлого года*(1)
- Что еще предусматривает приказ?
- Материалы по налогоплательщикам, заявившим к возмещению сумму от одного до пяти миллионов рублей, рассматривают межрегиональные инспекции по федеральным округам. Они анализируют полноту и качество проведенных налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков и информируют рабочую группу министерства о результатах. Кроме того, данным приказом на руководителей региональных управлений МНС России возложена персональная ответственность за осуществление контроля за полнотой и качеством проведения нижестоящими налоговыми органами мероприятий налогового контроля и обоснованность принятых управлениями и нижестоящими налоговыми органами решений о возмещении или отказе в возмещении НДС.
- А как развивается сотрудничество с Федеральной службой налоговой полиции?*(2)
- Безусловно, на данном участке работы без помощи этой службы нам не обойтись: схемы неправомерного возмещения НДС день ото дня становятся сложнее и запутаннее. Чтобы их раскрыть, в ряде случаев необходимы оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому если налоговая инспекция усматривает признаки неправомерного возмещения НДС, она в обязательном порядке направляет материалы в органы налоговой полиции. Более того. Законодательством отведен весьма ограниченный (трехмесячный) срок для принятия решения о возмещении НДС. Учитывая это, налоговые инспекции направляют в органы налоговой полиции материалы по отдельным категориям проблемных экспортеров сразу после того, как получат информацию об осуществлении ими экспортных операций. Не дожидаясь, пока те обратятся с заявлением о возмещении НДС. Это дает дополнительное время для проверки обоснованности возмещения налога, в частности встречной проверки поставщиков экспортера.
- Вы не могли бы привести какие-то итоги этой работы в цифрах?
- За 2001 год и первое полугодие 2002 года налоговые органы направили в налоговую полицию более 3,8 тысячи материалов по нарушениям, связанным с неправомерным возмещением экспортного НДС на общую сумму порядка 25 миллиардов рублей. Органы налоговой полиции за эти полтора года рассмотрели 3,1 тысячи материалов на сумму более 20 миллиардов рублей. В результате возбуждено 503 уголовных дела. По более чем 2,5 тысячам материалов в возбуждении уголовных дел отказано. Это 83% от общего числа рассмотренных материалов, переданных налоговыми органами в налоговую полицию.
- Как много:
- К сожалению, уголовное законодательство пока еще не стало действенным рычагом борьбы с неправомерным возмещением НДС. Так, в случае если налогоплательщик был уличен в применении мошеннической схемы возмещения НДС, однако фактически возмещения или зачета НДС он не получил, то данное правонарушение не подпадает под "налоговые" статьи Уголовного кодекса - 198 и 199. Дела по фактам применения данных схем возбуждаются по другим статьям Кодекса - мошенничество, подделка документов и т.д. Отсутствие в уголовном законодательстве мер ответственности за неправомерное предъявление НДС к возмещению во многом снижает эффективность превентивного действия данной отрасли права на налогоплательщиков, участвующих в преступных схемах возмещения НДС, препятствует реализации принципа неотвратимости наказания за правонарушения, совершенные в указанной сфере.
"Органы налоговой полиции за полтора года рассмотрели 3,1 тысячи материалов, связанных с возмещением НДС. В результате возбуждено 503 уголовных дела"
На сегодняшний день основной причиной отказов в возбуждении уголовных дел по переданным налоговыми органами в органы налоговой полиции материалам является отсутствие умысла в действиях правонарушителя. Между тем из буквального толкования статьи 32 Налогового кодекса и статьи 9 Закона о федеральных органах налоговой полиции*(3) следует, что налоговые органы должны передавать в налоговую полицию материалы во всех случаях, когда установлен факт неуплаты налогов в крупных и особо крупных размерах, независимо от наличия в действиях налогоплательщика умысла. Разумеется, не все правонарушения, о которых мы сообщаем в органы налоговой полиции, совершены умышленно, кроме того, налоговые органы зачастую не имеют реальной возможности устанавливать наличие в действиях налогоплательщиков признаков умысла. Отсюда и большое количество отказов в возбуждении уголовных дел.
Другая причина значительного количества отказов в возбуждении уголовных дел на сегодняшний день устранена. Дело в том, что до ноября прошлого года между нами и налоговой полицией не было единого подхода к вопросу, какая сумма неуплаченных налогов считается крупной и особо крупной и соответственно дает основания для возбуждения уголовного дела*(4). При исчислении этой величины налоговая полиция руководствовалась статьей 1 Закона о минимальном размере оплаты труда*(5), то есть исходила из МРОТ - 450 рублей. Мы же, основываясь на статье 5 этого закона, брали в расчет сумму, равную 100 рублям.
Однако в ноябре прошлого года мы получили разъяснения Генеральной прокуратуры: в данном случае необходимо руководствоваться требованиями статьи 1 закона. Иными словами, брать в расчет МРОТ - 450 рублей. В декабре мы направили нижестоящим налоговым органам указания на этот счет, и теперь при передаче дел в налоговую полицию они руководствуются теми же критериями, что и сами полицейские.
- Вы упомянули о 503 уголовных делах. Чем они закончились?
- В отношении вынесенных приговоров министерство, к сожалению, не располагает исчерпывающей статистикой: ее ведет Федеральная служба налоговой полиции. Но по имеющимся у нас данным суды уже вынесли несколько обвинительных приговоров, связанных с неправомерным возмещением НДС.
"По имеющимся у нас данным суды уже вынесли несколько обвинительных приговоров, связанных с неправомерным возмещением НДС"
- Можно привести какие-то примеры?
- Один такой приговор был вынесен 29 марта 2002 года Советским районным судом города Казани. Обвиняемый - некий гражданин Мадиров - зарегистрировал в различных регионах на подставных лиц по подложным документам более 10 фирм, фактическим руководителем которых он являлся. Эти фирмы на бумаге перепродавали друг другу некую техническую документацию, многократно увеличивая ее стоимость. НДС в бюджет никто из них не платил. Конечное звено этой цепочки "реализовало" документацию американской компании, которая, как потом выяснилось, в действительности не существовала. Далее фирма предъявила требование о возврате НДС из бюджета на сумму около 20 миллионов рублей. По результатам этого дела был вынесен приговор - Мадиров был признан виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и осужден на пять лет лишения свободы.
- Чтобы довести это и подобные дела до логического конца, не обойтись без информации, которой обладают другие органы власти, например Государственный таможенный комитет. Как развивается сотрудничество с ним?
- Это тоже очень важное направление. Ведь ни от одного другого ведомства мы не получаем такой обширной информации, как от ГТК. Наше сотрудничество с таможней развивается динамично. В частности, изменив с мая прошлого года с ежеквартальной на ежемесячную периодичность передачи из ГТК в МНС сведений грузовых таможенных деклараций, паспортов сделок и учетных карточек таможенно-банковского валютного контроля, мы получили возможность оперативно использовать данную информацию при проверках правомерности возмещения НДС. Создаваемый в налоговых органах массив копий счетов-фактур, получаемых по нашему совместному с ГТК приказу*(6), предоставляет налоговым органам широкие возможности для проведения предварительных контрольных мероприятий в отношении экспортеров.
Наше совместное информационное поле постоянно расширяется. Так, мы организовали обмен информацией об организациях, не сдающих отчетность или сдающих так называемую "нулевую" отчетность. Наше ведомство передает ГТК России перечень таких организаций, а комитет будет предоставлять нам сведения об осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. Это позволит организовывать налоговые проверки данных категорий налогоплательщиков что называется "по свежим следам", то есть незамедлительно после совершения ими хозяйственной операции.
- Насколько нам известно, в настоящее время ведется активное сотрудничество с пограничниками:
- Да, органы пограничной службы передают нам карточки пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу. Как показывает практика, использование сведений из этих карточек позволило существенно повысить оперативность работы налоговых органов по проверке обоснованности возмещения НДС. Мы даже предоставили пограничникам во временное пользование компьютерную технику, чтобы оперативно получать от них необходимую информацию.
- То есть она поступает в электронном виде?
- Да, всю информацию и из ГТК, и из пограничной службы мы получаем в электронном виде.
- Виктор Валентинович, до сих пор мы говорили в основном о том, какие усилия по борьбе с незаконным возмещением НДС предпринимает МНС России, его центральный аппарат. А как обстоят дела "на земле"? На что, на ваш взгляд, необходимо обратить внимание инспекторам?
- Во-первых, нужно уделять как можно больше внимания проведению предварительных мероприятий налогового контроля. Проверку обоснованности возмещения НДС "проблемным" категориям экспортеров нужно начинать еще до того, как указанные экспортеры предъявят заявление о возмещении. Это позволит увеличить время для контрольных мероприятий и тем самым повысить их эффективность. А второе вытекает из первого: необходимо всесторонне использовать всю ту информацию, которую мы получаем от ГТК России и пограничной службы. Ну и, наконец, налоговым органам нужно теснее сотрудничать с правоохранительными органами.
"Инспекциям нужно уделять как можно больше внимания проведению предварительных мероприятий налогового контроля"
- К сожалению, иногда этого оказывается недостаточно. Не так давно знакомый инспектор рассказал такую историю. В результате проверки предприятия, заявившего к возмещению НДС по экспорту, инспекция обнаружила факты, мягко говоря, вызывающие подозрения. Например, номер автомобиля, которым, судя по документам, вывозился груз, оказался зарегистрирован на какой-то трактор. Инспекция нашла и другие свидетельства лжеэкспорта. Однако арбитражный суд даже не стал их рассматривать и потребовал возместить "экспортеру" НДС на том основании, что все документы, перечисленные в 165-й статье Налогового кодекса, он представил. И это не единственный случай. Многие инспекторы сетуют на то, что суды нередко формально подходят к проблеме:
- Министерство регулярно анализирует сложившуюся арбитражную практику рассмотрения таких дел. В настоящее время исходя из анализа всей этой практики готовится регламент контроля налоговых органов за возмещением НДС, в котором мы четко пропишем весь механизм действий налоговой инспекции по проведению контрольных мероприятий и сбору доказательной базы. Этот документ нацелит налоговые органы на проведение мероприятий, позволяющих обеспечить нас доказательствами, которые впоследствии примут суды.
- И последний вопрос. Борьба с незаконным возмещением НДС идет уже не первый год. Скажите, есть ощущение, что ситуация постепенно выправляется?
- Еще рано говорить о кардинальных переменах в этой области. Суммы возмещенного НДС, к сожалению, пока растут опережающими темпами по сравнению с экспортом. Когда динамика возмещения сойдется с динамикой экспорта - это будет объективно свидетельствовать, что возмещаемые суммы имеют под собой реальную экономическую основу, а не являются следствием "бумажного" экспорта.
- Спасибо, что ответили на наши вопросы.
Беседовали Н. Попова, А. Стариков
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2003 г.
-----------------------------------------
*(1) Приказ МНС России от 15.10.2002 N БГ-3-06/573 "Об усилении контроля за полнотой и качеством проведения мероприятий налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров". - Примеч. ред.
*(2) Разговор состоялся до того, как было оглашено решение об упразднении этой службы (см. рубрику "Коротко о важном" на с.# ). - Примеч. ред.
*(3) Закон РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции". - Примеч. ред.
*(4) Как известно, эта сумма привязана к минимальному размеру оплаты труда. Для организаций, например, крупной считается сумма неуплаченных налогов - 1000 МРОТ, а особо крупной - 5000 МРОТ (ст.199 УК РФ). - Примеч. ред.
*(5) Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". - Примеч. ред.
*(6) Совместный приказ ГТК России и МНС России от 21.08.2001 N 830, N БГ-3-06/299 "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта". - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99