В III квартале 2002 года бухгалтер начислил налог на рекламу. У бухгалтера возникли сомнения, имеет ли он право отнести этот налог на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль?
Мы предлагаем следующее решение данной проблемы.
Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен налог на рекламу, который уплачивается юридическими и физическими лицами, рекламирующими свою продукцию.
В соответствии со ст.264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" главы 25 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст.270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" настоящего Кодекса.
Так как налог на рекламу в ст.270 НК РФ не указан, следовательно, он относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст.272 НК РФ, где говорится о том, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей.
Исходя из сложившейся ситуации следует, что налог на рекламу начислен. Таким образом, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (при методе начисления) сумма налога на рекламу будет отнесена к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Дополнительно отмечаем, что изменениями и дополнениями, внесенными в главу 25 НК РФ, устранена неточность, допущенная в первоначальной редакции п.4 ст.264 настоящего Кодекса и связанная с нормированием рекламных расходов.
Теперь четко указано, что в пределах 1% выручки учитываются только рекламные расходы, не указанные в абзацах втором, третьем и четвертом этого пункта ст.264 НК РФ. При этом к расходам, учитываемым без ограничения, дополнительно отнесены расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"
1 марта 2003 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1