Каким документом регламентируется порядок лицензирования оборота этилового спирта?
Фармацевтическая деятельность и деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения лицензируются в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ).
При обороте этилового спирта, не относящегося к лекарственным средствам (так называемого нефармакопейного спирта), аптечные учреждения и аптечные склады должны соблюдать положения о лицензировании, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми выдавший лицензии субъект Российской Федерации имеет соответствующие соглашения.
При этом в Законе N 171-ФЗ содержится явное противоречие между п.2 ст.18, дающим исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые выдаются лицензии, и п.6 и 7 данной статьи этого Закона, разделяющими полномочия на выдачу лицензий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Так, согласно п.6 ст.18 Закона N 171-ФЗ федеральные лицензии выдаются:
- на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции;
- на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с производственной мощностью или объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 млн декалитров в год;
- на производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
Согласно п.7 ст.18 Закона N 171-ФЗ субъектами Российской Федерации лицензии выдаются на:
- на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям, переработку отходов производства этилового спирта с производственной мощностью и объемом вышеуказанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 млн декалитров в год;
- на производство и оборот произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции.
Таким образом, лицензии могут выдаваться как на производство и оборот произведенного этилового спирта (для предприятий-производителей), так и только на оборот этилового спирта (для организаций-оптовиков). Органом, выдающим федеральные лицензии, предусмотренные Законом N 171-ФЗ, на оборот этилового спирта, является МНС России. При этом право выдавать лицензии на оборот этилового спирта и алкогольной продукции передано им УМНС России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона N 171-ФЗ под оборотом этилового спирта понимается его закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Однако в п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ в перечне видов деятельности, на которые выдаются лицензии, указывается только хранение этилового спирта. Лицензии на закупку и хранение выдаются лишь при экспорте этилового спирта, а лицензии на поставку - при поставках произведенного этилового спирта. В перечне видов деятельности, на которые выдаются лицензии, отсутствуют закупка, хранение и поставка этилового спирта.
Следовательно, при обращении организации, осуществляющей закупку, хранение и поставку нефармакопейного этилового спирта, в соответствующее территориальное управление МНС России по субъекту Российской Федерации за получением лицензии она может получить лицензию только на хранение этилового спирта. Как правило, большинство крупных аптечных складов имеет вышеуказанную лицензию.
Таким образом, исходя из того, что среди видов деятельности, на которые выдаются лицензии, предусмотренные Законом от N 171-ФЗ, не указаны закупка, хранение и поставка этилового спирта, можно предположить, что на данный вид деятельности лицензии не предусмотрены, а следовательно, и не требуются, так же как и не требуются лицензии на закупку этилового спирта и его использование для собственных нужд. Согласно ст.2 Закона N 171-ФЗ закупка входит в понятие оборота этилового спирта. Однако, как уже отмечалось выше, крупные аптечные склады предпочитают все-таки получать лицензии на хранение этилового спирта. Спорность точки зрения, что на закупку и поставку этилового спирта лицензии не требуются, явствует из п.6 ст.18 Закона N 171-ФЗ, согласно которому федеральные лицензии выдаются на оборот этилового спирта. Хотя можно предположить, что законодатель из всех элементов оборота (закупки, хранения, поставки) указал среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, только хранение этилового спирта, и этим следует руководствоваться. Иными словами, Закон N 171-ФЗ не нарушается мелкими аптечными учреждениями, осуществляющими закупку и поставку нефармакопейного спирта, поскольку лицензии могут выдаваться только на хранение этилового спирта (если хранимый спирт принадлежит другой организации).
М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы II ранга, Московская обл.
1 марта 2003 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1