Согласно ст.35 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Комитет финансов области считает, что поскольку нормы ст.8 Закона N 71-ФЗ противоречат БК РФ, то они не должны применяться в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета (ст.3 БК РФ). Так ли это?
Законом N 71-ФЗ предусмотрено целевое использование средств (на восстановление и охрану водных объектов), поступающих от платы за пользование водными объектами, в объеме не менее 50%.
Вместе с тем ст.35 БК РФ установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, нормы данных нормативных актов вступают в противоречие, образуя коллизию в законодательстве Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии со ст.2 БК РФ федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить настоящему Кодексу. Кроме того, данная статья БК РФ предусматривает, что в случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах применяется БК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами"" с 1 января 2002 года из текста подпункта 4 п.1 ст.4 Закона N 71-ФЗ о размерах ставок за пользование водными объектами в целях сплава древесины исключено словосочетание "без применения судовой тяги".
Приказом МНС России от 12.02.2002 N БГ-3-21/71 организации, занимающиеся сплавом древесины в плотах и кошелях (также вне зависимости от вида тяги), признаны налогоплательщиками платы за водопользование.
В то же время п.1 ст.2 Закона N 71-ФЗ остался в прежнем изложении и относит к объектам платы за водопользование только лесосплав в плотах и кошелях без применения судовой тяги.
В результате сложилась парадоксальная ситуация: есть налогоплательщики (организации, сплавляющие древесину в плотах с судовой тягой, - подпункт 2.3 п.2 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46, есть налоговые ставки - подпункт 4 п.1 ст.4 Закона N 71-ФЗ), но отсутствует объект налогообложения (п.1 ст.2 Закона N 71-ФЗ).
О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 марта 2003 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1