Тождественны ли термины "казна" и "бюджет" в контексте привлечения государства к субсидиарной ответственности по обязательствам государственных учреждений?
Легальное определение бюджета дано в ст.6 Бюджетного кодекса РФ - под ним понимается "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".
Прямого определения понятия "казна" действующее законодательство не содержит. Однако исходя из систематического толкования формулировок п.2 ст.97 БК РФ, п.1 ст.126 и ст.1069-1071 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что под казной понимается вся совокупность имущества, принадлежащего государству, субъекту федерации или муниципальному образованию (в зависимости от того, какая казна имеется в виду).
Таким образом, понятие "казна" по своему содержанию шире понятия "бюджет", поскольку первое обозначает вообще всю имущественную массу, принадлежащую соответствующему публично-правовому образованию, а второе - лишь ее часть, обособленные в качестве специального фонда денежные средства.
Подобное понимание подтверждается сложившейся судебной практикой (см., в частности, постановление Президиума ВАС РФ от 14 апреля 1998 г. N 5936/97).
Рассматривая данные понятия в контексте поставленного вопросе, а именно в соотношении их с нормой п.2 ст.120 ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения при недостаточности денежных средств последнего, необходимо отметить следующее.
Действительно, формулировка п.2 ст.120 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что собственник имущества учреждения субсидиарно отвечает по его обязательствам всем своим имуществом, то есть взыскание должно обращаться на казну соответствующего публично-правового образования, а не только на его бюджет.
Вместе с тем в п.1 ст.126 ГК РФ, устанавливающей особенности ответственности публично-правовых образований, определены исключения из общего правила об ответственности всем принадлежащим им имуществом.
В частности, эти изъятия касаются имущества, которое закреплено за созданными данными образованиями юридическими лицами (унитарными предприятиями и учреждениями) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, в случае субсидиарной ответственности государства или иного публично-правового образования по обязательствам созданного им учреждения в силу п.2 ст.120 ГК РФ взыскание может быть обращено не только на входящие в соответствующий бюджет денежные средства, но также и на иное имущество, находящееся в собственности данного образования (его казну), за исключением той его части, которая указана в п.1 ст.126 ГК РФ.
Порядок исполнения исполнительного листа, выданного на основании судебного решения о взыскании денежных средств с публично-правового образования, регулируется Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143 (см. также Г.И. Мартынова, "Взыскать с бюджета поможет государство", "эж-ЮРИСТ" N 37, 2001 г., "Государство - должник исправный", "эж-ЮРИСТ" N 49, 2001 г.).
И. Алещев,
эксперт "эж-ЮРИСТ"
21 февраля 2003 г.
"эж-ЮРИСТ", N 7, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru