Из какого расчета должны исходить работодатели при установлении должностных окладов? Есть ли какой-нибудь минимум, ниже которого зарплата быть не может? Кто контролирует это и какие последствия могут быть в случае несоблюдения минимума?
I. Правовые основы установления заработной платы урегулированы главой 21 "Заработная плата" ТК РФ. В соответствии со ст.135 ТК РФ при установлении системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов и различных доплат следует исходить из того, из какого источника происходит финансирование организации.
1. Если финансирование осуществляется полностью из бюджета, то заработная плата устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.11.01 N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
2. Если финансирование организации смешанное (бюджетное и доходы от предпринимательской деятельности), то в таком случае заработная плата устанавливается на основании законов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов. Для таких организаций Единая тарифная сетка не является обязательной.
3. В остальных организациях размер заработной платы определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
II. Работодатель обязан соблюдать ст.133 ТК РФ, закрепляющую, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
При этом частью третьей ст.133 ТК РФ установлено, что при оплате труда работников организаций, применяющих тарифную систему оплаты труда, размер тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки также не может быть меньше МРОТ.
Таким образом, все организации независимо от источника финансирования должны соблюдать требование ст.133 ТК РФ.
В настоящее время размер минимальной оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 26.11.02) и составляет 450 рублей.
III. Контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства осуществляется как непосредственно на уровне организации, так и на государственном уровне.
Непосредственно на уровне организации такой контроль осуществляют представительные органы работников, к которым относятся профсоюзные органы (ст.29 ТК РФ, глава 58 ТК РФ, Федеральный закон от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах"), либо иные представители работников.
Государственный контроль и надзор осуществляют органы федеральной инспекции труда, правовые основы деятельности которых определены в главе 57 ТК РФ, в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 "О федеральной инспекции труда", а также в Положении о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденном Приказом Минтруда России от 29.02.2000 N 65.
Если права работника нарушаются работодателем, например ему выплачивается заработная плата, не соответствующая установленному размеру МРОТ, то работнику следует предпринять следующие действия.
Во-первых, обратиться к работодателю с требованием соблюдать установленный МРОТ. Если работодатель не удовлетворит требование работника, то тогда следует обратиться в комиссию по трудовым спорам или профсоюзный орган для разрешения такого спора (порядок действий определен главой 60 ТК РФ). Если работник не будет согласен с решением, принятым комиссией по трудовым спорам, он может обратиться в суд (ст.391 ТК РФ).
Возможен также иной порядок действий. Работник может обратиться в федеральную инспекцию труда с жалобой на работодателя (ст.359 ТК РФ). При этом государственные инспекторы труда не должны сообщать работодателю сведения о лице, направившем соответствующую жалобу, если работник высказал такое пожелание. Если при проверке федеральные инспекторы обнаружат нарушения трудового законодательства, то они вынесут обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения, а также о привлечении работодателя к ответственности (статьи 356, 357, 362 ТК РФ).
В настоящее время нарушение норм трудового законодательства, в том числе касающихся оплаты труда работников, влечет привлечение работодателя к административной ответственности в виде административного штрафа, размер которого составляет от пяти до пятидесяти МРОТ (ст.5.27 КоАП), а также к уголовной ответственности (ст.145.1 УК РФ).
Ю. Михалычева
1 мая 2003 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".