Верховный суд встал на защиту владельцев земельных участков
с незавершенным жилищным строительством
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13 февраля 2003 г. вынесла Определение N 78-Впр-ОЗ-3, которое, как мы предполагаем, заинтересует большинство владельцев земельных участков с незавершенным жилищным строительством.
Смысл вынесенного Определения сводится к тому, что собственники земельных участков, владеющие расположенными на них объектами жилищного строительства, должны платить земельный налог не в полном объеме, как того в большинстве случаев требуют налоговые органы, а в размере 3% от ставки земельного налога.
Вынесению данного Определения предшествовали следующие события.
Гражданин Жуков А.А., будучи собственником земельного участка, полученного под строительство индивидуального жилого дома, в течение девяти лет с момента его получения строил свой дом и платил земельный налог в размере 3% от ставки налога, установленной Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Именно такой размер налогового платежа рассчитал ему налоговый орган, руководствуясь ст.8 Закона "О плате за землю".
Все шло своим чередом, но вдруг в уведомлении на уплату земельного налога за 2001 год Жуков А.А. обнаружил, что размер его налогового платежа вырос в 33 раза, т.е. фактически стал равен 100% ставки налога. (Здесь необходимо отметить, что с подобной проблемой столкнулись многие владельцы недостроенных домов по всей России. Но Жуков А.А., защищая собственные интересы, смог дойти до Верховного Суда РФ.)
Такое увеличение налогового платежа, надо думать, смутило Жукова А. А., и он обратился в свою налоговую инспекцию, чтобы ему объяснили, чем вызван такой рост налога. Может, что-нибудь изменилось в законодательстве или в расчеты, не дай Бог, закралась ошибка?
Но налоговая инспекция "успокоила" Жукова А.А. Ничего в законодательстве не менялось, да и расчеты верны. А что касается увеличения размера платежей, то Жукову А.А. объяснили, что причина случившегося кроется в том, что все это время налоговые органы по всей России неверно трактовали положения ст.8 Закона "О плате за землю".
Налоговая инспекция разъяснила, что она применяла пониженную ставку налога к землям, занятым жилищным строительством, поскольку полагала, что строящиеся дома также относятся к жилищному фонду. Но МНС России письмом от 27.04.01 N ВТ-6-04/351 уведомило, что понятия "жилищное строительство" и "жилищный фонд" не идентичны. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства и регистрации права собственности. Поэтому за земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию земельный налог должен взиматься по полным налоговым ставкам.
Таким образом, расчет Жукову А.А. был произведен верно и никаких оснований для перерасчета не имеется.
Жуков А.А. не согласился с доводами налоговой инспекции и обратился с жалобой на действия налоговой инспекции в суд, поскольку считал, что застройщики поставлены в неравноправное по сравнению с другими владельцами жилья и крайне тяжелое в финансовом смысле положение, еще более затрудняющее завершение строительства. Решением районного суда в удовлетворении жалобы Жукову А.А. было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам г. Санкт-Петербурга и постановлением Президиума Санкт-Петербургского городского суда вынесенное решение было оставлено без изменения.
Но Жуков А.А. был настойчив в своем желании добиться справедливости. И он добился того, что заместитель Генерального прокурора РФ принес протест в Верховный Суд РФ, поставив вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений ввиду неправильного применения судом норм действующего законодательства.
Рассмотрев данное дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к заключению, что действия налоговой инспекции в данном случае абсолютно неправомерны и Жуков А.А, имеет все основания платить земельный налог в размере 3% от ставки земельного налога.
При вынесении Определения Судебная коллегия руководствовалась следующим.
Согласно ст.8 Закона "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.
Указанная норма Закона свидетельствует о том, что предоставление 3% ставки находится в прямой зависимости от целевого назначения земли и не связывает право на применение этой ставки со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда.
Жуков А.А. является собственником земельного участка. Этот земельный участок имеет целевое назначение "под индивидуальный жилой дом". То есть все условия, необходимые для обоснованного применения налогового платежа в размере 3% от ставки земельного налога, соблюдены.
Судебная коллегия указала: ссылки налогового органа на ст.4 Жилищного кодекса РФ, где сказано, что жилищный фонд образуют только дома и жилые помещения, в данном случае ошибочны, поскольку Жилищный кодекс не относится к числу актов законодательства о налогах и сборах. В налоговом законодательстве нет определения понятия "жилищный фонд", а то определение, которое содержится в Жилищном кодексе, не может использоваться, так как оно не согласуется с целями установления пониженных налоговых ставок для собственников земельных участков.
В сложившейся ситуации необходимо руководствоваться п.7 ст.3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, Судебная коллегия обратила внимание на то, что письмо МНС России от 27.04.01 N ВТ-6-04/351, на основании которого Жукову А.А. был произведен перерасчет земельного налога, было отменено письмом МНС России от 23.04.02 N НА-6-21/525. Отмена действия письма N ВТ-6-04/351 была продиктована отказом Министерства юстиции РФ в государственной регистрации этого письма ввиду того, что отдельные содержащиеся в нем разъяснения не соответствуют действующему законодательству (см. письмо Минюста России от 07.02.02 N 07/1154 ЮД).
Определением Верховного Суда все вынесенные судебные акты отменены и действия налоговой инспекции признаны незаконными.
Таким образом, оснований для перерасчета налоговых платежей по земельному налогу для владельцев земельных участков, на которых ведется жилищное строительство, у налогового органа не имелось и не имеется.
Поэтому все те налогоплательщики-застройщики, которые по требованию налоговых органов заплатили земельный налог по ставке 100% вместо 3%, могут обратиться в налоговые органы с требованием о возврате им излишне уплаченных сумм налога.
В. Мешалкин,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".