Ученый - работник
Устанавливая права и обязанности научных работников, Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. (далее - Закон) вместе с тем не раскрывает особенностей правового регулирования возникающих у них трудовых отношений. Более того, нормы, регулирующие трудовые отношения в рассматриваемой сфере, устарели и требуют обновления.
Употребление в Законе в отношении всех указанных в нем лиц термина "работники", используемого в трудовом праве, дает основание полагать, что Закон считает природу трудовых отношений трудоправовой на основании заключения этими лицами договора в соответствии с ТК РФ.
Из этого можно сделать вывод: здесь должны действовать общие нормы трудового законодательства с использованием в необходимых случаях ряда специальных нормативных правовых актов с учетом специфики условий труда лиц, занятых в сфере науки.
Особенности правового регулирования трудовых отношений работников науки связаны прежде всего с приемом их на работу, определением уровня квалификации и подготовкой научных кадров, а также с оплатой труда и предоставлением отпусков.
Конкурсный порядок
Одной из особенностей приема на работу тружеников науки является прохождение в научно-исследовательских институтах и учреждениях конкурса как особого порядка замещения вакантных должностей.
Правовую основу для прохождения конкурса составляют такие акты:
- постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.05.62 N 441 "О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров";
- постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.03.87 N 327 "О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров".
В соответствии с этими актами постановлением Президиума АН СССР от 14.12.62 N 982 была утверждена Инструкция о порядке замещения должностей научных работников научно-исследовательских учреждений. Данный документ, хотя и действует не в полном объеме, так или иначе давно устарел и нуждается в замене новейшим актом, который бы учитывал состояние современного трудового законодательства.
Аттестация
В статье 4 Закона сказано, что правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации, а также критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
В сфере научной деятельности установлена обязательность прохождения ее работниками и специалистами периодической аттестации, которая была введена постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.05.85 N 462 "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности". Периодическая аттестация практически заменила ранее установленное переизбрание в должности. Но и по сей день сохраняется действующий порядок замещения по конкурсу вакантных должностей в научно-исследовательских учреждениях.
Аттестация работников науки проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций, утвержденным постановлением ГКНТ СССР, Госстроя СССР и Госкомтруда СССР от 17.02.86 N 38/20/50 по согласованию с ВЦСПС и АН СССР.
Данный документ, принятый более 17 лет назад на основе уже не действующего в настоящее время законодательства, в значительной степени устарел. Поэтому со вступлением в силу нового ТК РФ необходимо принятие нового акта об аттестации.
Оплата труда
Поскольку люди науки относятся к работникам организаций бюджетной сферы, то применительно к ним действует как постановление Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровне оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", с изменениями и дополнениями, так и иные акты, в целом принятые в отношении работников, оплата труда которых финансируется из бюджета.
Вместе с тем принято с учетом выполняемой научными работниками трудовой функции значительное число актов, обеспечивающих дифференцированный подход к оплате их труда.
Такого рода актами определяются условия и порядок установления должностных окладов, повышения окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, ежемесячной надбавки и премий по результатам работы, ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу - в процентах в зависимости от стажа работы, выплаты материальной помощи и т.д.
Трудовой кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ, значительно расширив круг работников, в отношении которых допускается дифференцированный подход к регулированию отдельных условий труда, содержит целый раздел ХII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".
Однако в указанном разделе при использовании отраслевого фактора дифференциации не названы служащие научной сферы.
Поэтому, представляется, этот раздел должен быть дополнен новой главой, в которой были бы установлены основные, принципиальные положения об особенностях регулирования трудовых отношений в данной области.
В числе таких особенностей должны быть указаны:
- конкурсный порядок замещения должностей научных работников;
- обязательность наличия для замещения определенных должностей ученой степени доктора и кандидата наук;
- периодичность прохождения работниками науки обязательной аттестации.
Вряд ли можно признать целесообразным расширение в научных организациях практики заключения с сотрудниками срочных трудовых договоров и считать это одной из особенностей правового регулирования трудовых отношений. Такие договоры должны заключаться на условиях, установленных ст.59 ТК РФ. В качестве же одного из оснований для заключения с работниками науки срочных трудовых договоров мог бы быть временный характер выполнения работ (при получении грантов, научных стипендий, целевом выделении бюджетных средств на конкретные научные исследования и т.д.).
В области оплаты труда работников науки необходимо провести определенную унификацию всего того нормативного материала, который был принят в последние годы.
Поэтому в ТК РФ следовало бы закрепить принципиальные основы, определяющие условия и порядок данной оплаты, и в связи с этим указать, в частности, что регулирование отношений в этой области осуществляется путем предоставления права Правительству РФ вводить отраслевую систему оплаты труда работников науки.
Одновременно следует четко определить компетенцию соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложена координация научной и (или) научно-технической деятельности.
Необходимо также вывести служащих науки за пределы действия Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.10.92.
Тем самым будет введена своя система оплаты труда, в основе которой лежит отраслевой принцип, реализация которого предполагает принятие специальных актов, учитывающих специфику труда в сфере науки.
Внутри этой системы должен быть установлен дифференцированный подход к оплате труда различных категорий работников науки, с указанием порядка определения как основной, так и дополнительной части заработной платы: в виде премий и различных поощрительных выплат, надбавок и доплат (за ученую степень и ученое звание, длительный стаж работы с учетом ее эффективности и т.д.). Решение данных вопросов (в пределах выделяемых бюджетных средств) можно было бы передать на рассмотрение конкретных научных организаций.
Составной частью отраслевой системы оплаты должно стать Положение об установлении персональных должностных окладов лицам, внесшим значительный вклад в развитие науки и техники. В то же время вопросы оплаты по должностям, имеющим межотраслевой характер, и по рабочим специальностям можно было бы регламентировать документами общего характера.
Г. Скачкова,
и.о. зав. сектором трудового права
и социального обеспечения ИГП РАН,
к.ю.н.
"эж-ЮРИСТ", N 8, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru