Контроль изменен
Практика показывает, что Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) становится объемнее по содержанию, сложнее для понимания и для исполнения хозяйствующими субъектами. Это проявляется в процессе совершения ими сделок и действий, попадающих под контроль антимонопольных органов. В то же время, подавляющее большинство участников сделок стремятся быть законопослушными. А для этого необходимо следить за развитием антимонопольного законодательства и учитывать происходящие в нем изменения.
Девятилетняя практика работы в территориальных антимонопольных органах со всей очевидностью показала, с какими проблемами сталкиваются хозяйствующие общества, физические лица - предприниматели, инвесторы, продавцы и эмитенты выполняя требования Закона.
В этой связи считаем необходимым обратить внимание читателей на те дополнения и изменения в Законе, которые были внесены Федеральным законом от 09.10.2002 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Они направлены прежде всего на реализацию антимонопольной политики, совершенствование и усиление государственного антимонопольного контроля, как одного из основных ее направлений.
Создание и реорганизация
В соответствии со ст.17 Закона "Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций" антимонопольные органы теперь осуществляют контроль не только за созданием и реорганизацией объединений коммерческих организаций, но и за созданием союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств, если в состав их участников входит не менее двух коммерческих организаций.
Изменена и форма контроля. Сейчас на создание и реорганизацию любой из перечисленных некоммерческих организаций не требуется предварительного согласия антимонопольных органов. В соответствии с п.5 ст.17 Закона они должны быть уведомлены об этом учредителями в течение 45 дней со дня государственной регистрации.
Так же надо действовать и в случае, когда в состав некоммерческой организации принимается новый участник. Ранее контроль за вхождением новых участников некоммерческих организаций Законом не был предусмотрен.
При создании коммерческих организаций (п.5 ст.17 Закона) изменения коснулись срока подачи учредителями уведомлений антимонопольным органам, который увеличен с 15 до 45 дней. Кроме того, повысилось пороговое значение суммарной стоимости активов учредителей, при которых им требуется согласование, до 200 тыс. МРОТ.
Предварительный контроль согласно п.1 ст.17 Закона сохранен только при реорганизации коммерческих организаций путем слияния и присоединения.
При этом ходатайство о даче предварительного согласия антимонопольного органа на присоединение или слияние подается участниками реорганизации в случае, если их суммарная стоимость активов превышает 200 тыс. МРОТ, а не 100 тыс., как было ранее.
Если же этот критерий находится в пределах от 100 тыс. до 200 тыс. МРОТ, участники реорганизации могут ее осуществлять без получения предварительного согласия, но в течение 45 дней со дня внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц обязаны уведомить об этом антимонопольные органы.
Учредители или участники реорганизации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, когда они обязаны уведомить антимонопольные органы, при необходимости могут в соответствии с п.7 ст.17 Закона обратиться к ним с ходатайством о получении предварительного согласия на создание или реорганизацию.
В ходе рассмотрения ходатайств и уведомлений по ст.17 Закона антимонопольные органы могут на основании п.4 и 6 выдать предписания учредителям или участникам о совершении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В п.3 ст.17 Закона четко формулируются условия, при которых антимонопольные органы отклоняют ходатайство. Их всего три:
1) предоставление с ходатайством недостоверной информации, влияющей на принятие решения;
2) удовлетворение ходатайства приведет к ограничению конкуренции на товарном рынке;
3) удовлетворение ходатайства может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
Изменена редакция п.9 ст.17 Закона, учитывая особую важность его положений, считаем целесообразным его процитировать:
"Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение установленного пунктами 1 и 5 настоящей статьи порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в соответствии с пунктами 4 и 6 настоящей статьи, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа. "
Если же антимонопольными органами эти нарушения будут признаны только процедурными, не влияющими на состояния товарных рынков, они рассматриваются в соответствии с положениями КоАП РФ. По результатам рассмотрения нарушители - юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 500 до 5000 МРОТ (ст.19.8 КоАП РФ).
Приобретение акций и долей
Ряд изменений и дополнений внесен в ст.18 Закона "Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях".
Прежде всего исключено положение о необходимости уведомления антимонопольных органов физическими лицами в случае их участия в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов.
В то же время введено новое требование, при котором хозяйствующие субъекты, имеющие стоимость активов, превышающую 100 тыс. МРОТ, или внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, обязаны уведомить антимонопольные органы об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.
Также как и в ст.17 Закона изменены пороговые значения суммарной стоимости активов, при которых в антимонопольные органы подаются ходатайства о даче предварительного согласия на приобретение акций, долей, основных средств и нематериальных активов, прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа и уведомления о совершении указанных сделок и действий. Они увеличились с 50 тыс. до 100 тыс. МРОТ.
Увеличился и срок подачи уведомлений с 15 до 45 дней.
Аналогично предыдущей редакции в п.4 ст.18 Закона указываются основания отклонения ходатайства антимонопольными органами. К ним добавлены следующие:
непредставление участниками сделок и действий по требованию антимонопольного органа в установленный срок информации, предусмотренной Законом,
непредставление в срок информации об условиях получения и о размерах денежных средств и иного имущества, необходимых для совершения сделок.
Процедурные нарушения требований ст.18 Закона, не влияющие на состояние конкурентной среды, рассматриваются антимонопольными органами так же в соответствии с КоАП РФ.
Учитывая, что при осуществлении контроля за сделками по приобретению акций необходимо в соответствии с п.1 ст.18 Закона учитывать наличие и состав группы лиц, нужно указать на изменения в ст.4 Закона, касающееся понятия "группа лиц".
В указанную статью включено новое условие - в случае если физическое лицо, исполняющее трудовые обязанности в юридическом лице, является единоличным исполнительным органом другого юридического лица, то указанные лица являются участниками одной группы лиц.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном моменте.
Вместе с подачей ходатайств и уведомлений согласно ст.17 и 18 Закона заявители обязаны представить информацию, указанную в п.2 ст.17 Закона, в том числе предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Этот перечень, как и весь порядок подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений, определенный Положением о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст.17 и 18 Закона (утверждено Приказом МАП России от 13.08.99 N 276), действует и после внесения дополнений и изменений в Закон, но в части, не противоречащей ему. Теперь настало время внесения существенных дополнений и изменений и в это Положение.
А. Шершенков,
начальник отдела ТУ ММО МАП России,
советник РФ I класса
"эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru